Решение вопроса о «резервациях» отложено до 2009 года
Очередная сессия Госдумы поначалу ничего экстраординарного не обещала — выборное законодательство откорректировано до неузнаваемости, политическое поле расчищено… На долю депутатов оставался рутинный процесс законотворчества, если бы не экономика и не новые повороты во внутренней и внешней политике страны.
О том, чем ознаменовалось начало осенней парламентской сессии, рассказывает независимый депутат Владимир РЫЖКОВ.
" – Действительно, ничего революционного не предполагалось, но это только на первый взгляд. Сейчас через Госдуму идут сразу несколько законов, принятие которых может иметь самые серьезные последствия. Прежде всего это принятый в сентябре во втором чтении закон об автономных учреждениях. Сегодня у нас сохраняется традиционная сеть бюджетных организаций, на которой держится социальная и образовательная политика. Все школы, поликлиники, библиотеки — бюджетные организации, которые числятся на балансе чаще всего муниципалитетов. Юридическую и финансовую ответственность за них несут органы местного самоуправления. После принятия закона каждое такое учреждение может быть преобразовано в самостоятельное юридическое лицо, отвечающее своим имуществом по финансовым обязательствам.
Пример. Взяла школа кредит на ремонт, надеясь на финансирование из городского бюджета и помощь родителей. А денег не хватило. В этом случае школа объявляется банкротом, а имущество и само здание могут быть проданы с аукциона. Представляете, сколько найдется желающих обанкротить школы или библиотеки в центре Москвы? Через 2—3 года такие процессы начнутся. Таким образом, закон размывает фундаментальные государственные принципы — обеспечение всем гражданам доступа к образованию и медицинским услугам.
Второй момент — Лесной кодекс. На бумаге все выглядит хорошо. Основной механизм лесопользования — долгосрочная аренда до 99 лет, придут совестливые арендаторы, которые будут часть леса вырубать, но и насаждения обеспечивать, так как им пользоваться этим участком почти век. На деле может быть совершенно по-другому. Арендаторы могут брать лес не на 99, а, например, на 30 лет и вырубать его хищнически, не заботясь о воспроизведении. Пока Лесной кодекс не принят, обязанность по восстановлению лесов лежит на государстве, потом государство от нее освобождается. Это скандальный закон, и недаром его рассмотрение в который раз откладывается.
— Тема отношений России и Грузии коснулась в последнее время всех, в том числе и Госдумы. Многие депутаты очень резко, даже истерично высказываются по этому поводу…
— То, что Россия должна показать Саакашвили и не только ему, что ее нельзя оскорблять, — это вне сомнения. И то, что Саакашвили провоцировал и провоцирует нас, — это тоже верно. И ряд мер, предпринятых государством, был вполне адекватным. До определенного момента. Но затем началось антигрузинское безумие, которому нет объяснения и оправдания. Это попытки собрать сведения через детей, попытки выявить какие-то налоговые нарушения со стороны таких людей, как Зураб Церетели и Борис Акунин, это выборочные «наезды» на казино… Нелепо все это выглядит, а точнее — как погром собственных граждан, ведь страдают не столько нелегалы, сколько в основном граждане России! А высказывание депутата Николая Ковалева о генетической склонности грузин к преступлениям… Это напоминает теорию Геббельса о том, что евреи, как рассеянный по миру народ, особенно склонны к финансовым аферам. Все это подпадает под международное определение понятия «нацизм», и это — фашизация нашей государственной политики.
Весной депутаты приняли закон об экстремизме. Я тогда говорил, что главные экстремисты у нас сидят в Кремле, но не думал, что это подтвердится так скоро и так страшно. По этому же принятому Госдумой закону всю высшую государственную власть можно отдать сегодня под суд.
— Совсем недавно президент внес в Госдуму закон об «игровых зонах». Как вам такой вариант развития событий? — Мне такой вариант нравится. Это можно считать победой оппозиции. Ведь практически такой же закон, внесенный Александром Лебедевым при поддержке независимых депутатов, уже рассматривался весной. Но он не прошел, его единороссы очень гневно отвергли и приняли альтернативный вариант Драганова, который вводил совершенно незначительные ограничения и позволял сконцентрировать игорный бизнес в интересах крупных игроков этого сектора. Правда, теперь единороссы столь же гневно отвергают уже свой собственный законопроект. Если же говорить о президентском варианте — а я его уже посмотрел — он хорош и очень схож с вариантом Лебедева. Но есть в нем две серьезные лазейки…
— Что это за лазейки?
— Первая — окончательное решение вопроса о «резервациях» отложено до 2009 года. Это как у Ходжи Насреддина — до той поры или ишак сдохнет, или эмир умрет. Выборы президента у нас в 2008 году, гарант Конституции, видимо, поменяется, и неизвестно, как новая власть отнесется к перспективам перемещения игорного бизнеса. Вторая — то, что предусмотрено три вида игровых зон. Четыре федеральные, что понятно, это будут такие «российские Лас-Вегасы». Но, помимо этого, субъекты Федерации могут организовывать специальные игровые зоны на своей территории, а самое непонятное, что такое право дано и муниципалитетам. А муниципалитетов у нас 24 тысячи. Понятно, что игровое лобби будет крайне активно давить на Госдуму и администрацию президента, с тем чтобы эти лазейки остались. Но лично я буду вносить предложения сократить переходный период хотя бы до 2008 года и изъять у муниципалитетов право организовывать игровые зоны.
— То, что глава Комитета по экономической политике Драганов уходит из Госдумы в «Русал», может быть связано с ситуацией вокруг законов об игорном бизнесе?
— Я бы не стал это исключать. Действительно, как главный лоббист принятого весной в первом чтении законопроекта, он попал в крайне неприятное положение.
— Чем еще вам показалось интересным начало новой сессии?
— Тем, что борьба с мигалками вышла на новый уровень — теперь инициатива оппозиции, так же как и с игорным бизнесом, исходит от президента. И еще тем, что в очередной раз перенесен доклад парламентской комиссии по Беслану, который был назначен на 22 сентября.
— Почему доклад перенесли на этот раз? — Думаю, потому, что официальная версия бесланской трагедии не стыкуется с неопровержимыми фактами. И комиссии вот уже два года не удается свести концы с концами — как и следствие."