"Как стало известно из достоверных источников. Президент Белоруссии Александр Лукашенко распорядился привлечь к уголовной ответственности бывшего Генерального директора ОАО «Белпромстройбанк» Николая Ракова.
Предшествовавшая данному событию история сродни жанру детектива.
До недавнего времени Раков пользовался заслуженным уважением в промышленных и банковских кругах Белоруссии и России: 35 лет ответственной работы в системе Промстройбанка, безупречная репутация, избрание Председателем Ассоциации белорусских банков и Членом Правления Национального банка Республики Беларусь.(см. биографическую справку) Банковское сообщество обратило внимание, что главный банкир России В. Геращенко, отсутствуя на юбилеях Национального Банка Белоруссии, Сберегательного Банка, счел возможным принять участие в торжестве по случаю 75-летия Белпромстройбанка. Чем же вызвал банкир гнев Лукашенко?
Деньги из шихты
В 1989-1991 годах учеными Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР в лабораторном варианте была разработана базовая технология производства синтетических алмазов на основе использования метода температурного градиента. Данная технология не имеет аналогов в мировой практике и защищена патентами Российской Федерации. Суть ее состоит в том, что использование беспрессовых аппаратов типа «Барс» позволяет получать путем синтеза из специальной шихты синтетические монокристаллы алмаза массой более 0,5 карат. Этот уникальный процесс осуществляется при давлении 60 тыс. атмосфер и температуре 1800 градусов С.
Монокристаллы синтетического алмаза используются для изготовления различных инструментов, оптических элементов для работы в экстремальных условиях, активных элементов силовой электроники, ювелирных изделиях.
При практически неограниченном рынке сбыта пена монокристалов синтетического алмаза в зависимости от его качества изменяется от 100 долларов США за 1 карат (инструментальное применение) до 10000 долларов США (применение в оптике, электронике).
В 1990 году в связи с отсутствием необходимых средств для доработки данной технологии и ее промышленного внедрения ученые Института геологии и геофизики обратились за содействием в Промстройбанк СССР. В результате договорились о реализации данного проекта в г.Минске при участии в качестве партнера и основного инвестора Белорусского акционерного коммерческого промышленно-строительного банка (Председатель Правления — Н.Я. Раков), являвшегося в то время дочерним банком Промстройбанка СССР.
В ноябре 1990 года банк выступил учредителем созданного научно-технического малого предприятия «Адамас», которое в течение трех лет осуществляло опытно-конструкторские работы по доработке технологии производства. После получения положительных результатов для промышленного производства алмазов в апреле 1994 года создается НПО «Алмазот» с участием НИИ «Адамас», НПО «Монокристалл С», ПКФ «Имеп», компании «Седтраф», ПКФ «Эбилит».
Проект предусматривал создание на территории 3,3 га мощностей из 360 аппаратов в здании площадью 12 тысяч квадратных метров. Ввод в эксплуатацию первой очереди по производству алмазов массой 0,5 - 1,2 карата позволял получить сырье в объеме семь тысяч карат в год. Таким образом. Республика Беларусь впервые заявляла о себе, как серьезный игрок на рынке драгоценных камней и получала дополнительные валютные доходы в размере не менее 10 млн. долларов в год. (см. письмо Н. Ракова Премьер-министру Республики Беларусь В.Ермошину)
Банк принимает решение о предоставлении данному предприятию кредитной линии на сумму 5 млн. долларов США для закупки необходимого оборудования.
В реализацию проекта инвестируются крупные средства в белорусских рублях, в эквиваленте составившие сумму около 2,5 млн. долларов США.
Внедрение проекта осуществлялось в условиях больших трудностей, вызванных новизной проблемы, необходимостью постоянной доработки технологии и совершенствования оборудования, отсутствием в Белоруссии необходимой базы для создания экспериментальных и технологических образцов, разрывом производственных и экономических связей между предприятиями бывших республик СССР. Не проявляли к проекту интереса, не говоря уже о поддержке, и власти Белоруссии.
Ряд должностных лиц, участвовавших в освоении производства, и в частности, бывший директор предприятия Шилов А.Я., главный инженер Патрин Н.С., главный технолог Качалов В.В. и некоторые другие, после допущенных грубых нарушений производственной, технологической и финансовой дисциплины бежали в США. (см письмо Председателя наблюдательного совета ОАО «Белпросмтройбанк» Л.И.Калугина о том, почему сбежали за границу Шилов, Патрин и Качалов)
Сбежать во Флориду и заблестеть
К июлю 1998 года, когда стало ясно, что перечисленные на счета компании «Вайком Интернешнл» (Виргинские Острова) авансовые платежи в сумме 3,9 млн. долларов США в соответствии с контрактом на завершение строительства производственных площадей и приобретение оборудования не использованы по назначению банк был вынужден принять ряд организационно-правовых и административных мер. К этому моменту к предприятию резко повысился интерес со стороны корпорации «Де Бирс», американской фирмы «Дженезис кор.», южно-корейской фирмы «Ильджин Даймонд кор.», Байройтского университета (Германия).(см. Письмо банкиров Генеральному прокурору О.Божелко)
Бежавшие за границу бывшие руководители предприятия Патрин Н.С., Качалов В.В., Новиков А.П., Горбань ЮЛ - попытались организовать подобное производство в «Дженезис кор.» (штат Флорида). Зачастили «ходоки» с предложениями продать предприятие за 7, 10, а затем и 12 млн. долларов США.
Одновременно со сменой руководства НПО «Алмазот» банк вынужден был перерегистрировать его в 100-процентное унитарное банковское предприятие и обратиться в КГБ Белоруссии с просьбой о содействии в организации соответствующего режима секретности и охраны объекта (см. письмо на имя председателя КГБ В. Мацкевича) , а также в прокуратуру Республики Беларусь в части оказания помощи в возврате валютного кредита. (см. письмо Ракова заму Генпрокурора П. Иваненко)
Ввиду важности предприятия банк инициировал перед правительством Республики Беларусь вопрос о передаче его в собственность государства на компенсационной основе.
Предпринятые меры принесли положительные результаты. В 2000 г. предприятие начало выпускать продукцию (работает 43 установки). Были возвращены 3,4 млн. долларов валютных средств в виде поставок необходимого оборудования, установлено 120 аппаратов по выращиванию алмазов, реализована программа по доработке технологий, наращиванию мощностей. На сегодняшний день остаток невозвращенных средств не превышает 100 тыс. долларов США.
Купить нельзя уничтожить
Казалось бы, честь и почёт Николаю Ракову, который, несмотря на все трудности, в течение десяти лет реализовал не имеющую аналогов в мире технологию и, таким образом, создал предпосылки для формирования устойчивой валютной базы Республики Беларусь.
Однако события начали стремительно развиваться по другому сценарию, авторы которого до сего времени предпочитают оставаться в тени.
Очевидно, сработал принцип «если нельзя купить, то можно уничтожить» строптивого банкира, скомпрометировав его в глазах Президента и деловых кругов страны, используя при этом старые как мир методы. В нашем случае, роль «карающий руки» принял на себя бывший Председатель Комитета Госконтроля Беларуси, а ныне - первый заместитель Премьер-министра и по совместительству Председатель Правления ОАО «Белпромстройбанк" А. В. Кобяков. (см. докладную на имя А.Лукашенко «О производстве синтетических алмазов в республике)
Под его непосредственным руководством была организована компания по дискредитации и освобождению от должности генерального директора банка Николая Ракова. (см. указ президента об отставке Ракова)
Совершенно тенденциозные и необоснованные достоверными фактами записки А. В. Кобякова и его заместителя А. М. Прокопова Президенту Республики Беларусь определили судьбу одного из лучших банкиров Беларуси.(см. докладную зампреда КГК А.Прокопова) При этом никакие доводы о несоответствии действительности изложенных в них фактов, намеренном искажении информации, тенденциозности выводов в расчёт приняты не были.(см. письмо председателя Наблюдательного совета банка Л.Калугина премьер-министру В.Ермошину) В октябре 2000 года при активном участии того же А. В. Кобякова Николай Раков с нарушением всех мыслимых правовых норм и процедур был уволен с занимаемой должности по статье.
Удивительно, что даже в этих условиях Н. Раков, располагая информацией и документами, не примкнул к стану оппозиции Президента Белоруссии, не опубликовал ни одного материала компрометирующего власть.
Однако чувство неправедно содеянного не даёт покоя организаторам Сценария банкира-расхитителя. На очередном «разборе полётов» по невозвращенным валютным кредитам в декабре 2001 года имя Ракова вновь появляется перед глазами Президента в виде непогашенного 4-х миллионного кредита и вызывает его праведный гнев. И ведь никто не взял на себя смелость доложить Александру Лукашенко, что в действительности вся эта проблема не существует, деньги возвращены, предприятие работает и достаточно одной единственной бухгалтерской проводки, чтобы исчезла задолженность по злополучному кредиту и появились вложения банка в уставный капитал высокорентабельного предприятия по производству алмазов.
Во всей этой истории много вопросов, но один из них не может быть не задан сегодня — Господин Президент, уверены ли Вы, что блеск алмазных подвесок не повлиял на точку зрения некоторых из Ваших высокопоставленных подчиненных?