Обманутые вкладчики подозревают главу президентской администрации в мошенничестве
"Владимир Путин в субботу вечером утвердил Александра Волошина на посту главы своей администрации. И в этом, пожалуй, нет ничего сенсационного. Тем более что президент, принимая такое решение, при помощи соответствующих служб, вероятно, проверил послужной список своей "правой руки" на предмет наличия компрометирующих моментов. Но вот только рядовые российские граждане, объединившиеся в московский Союз общественных объединений вкладчиков и акционеров, не в восторге от выбора Путина. К этому ощущению они пришли, расследуя на свой страх и риск аферу вокруг банка "Чара", к судьбе которого, между прочим, Александр Стальевич имел непосредственное отношение.
Корреспонденту "Сегодня" довелось ознакомиться с перепиской союза с правоохранительными органами разных уровней. Так, отвечая 18 августа 1999 года на запрос вкладчиков, зампрокурора Москвы Андреечев констатирует: прокурорской проверкой установлено, что при посредничестве ЗАО "Эста-Корп" (его президентом с июля 1993 г. по май 1996 г. был Александр Волошин) две компании - "Чара-Холдинг" и КБ "Чара" - 1 и 2 марта 1994 года приобрели акции скандально известного детища Бориса Березовского АООТ "АVVА" на сумму в 916 тыс. долл. По информации прокурора, при этом "не было добыто данных, подтверждающих совершение Волошиным А.С. преступных деяний, а подоходный налог с доходов в коммерческих структурах уплачен Волошиным А.С. в полном объеме". 10 августа 1999 года УБЭП ГУВД г. Москвы вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Волошина. Из ответа следовало, что тысячи вкладчиков "Чары" не должны иметь претензии к Александру Стальевичу, при посредничестве которого "Чара" расплатилась их деньгами за не слишком выгодные (это очень мягко сказано) акции. С тех пор следы исчезнувших из "Чары" 916 тысяч долларов затерялись.
Вкладчики уверены, что покупка акций при посредничестве Волошина - это более чем дружеская услуга: деньги, по их мнению, были банально украдены. Ибо ни акций АVVА, а тем более дивидендов никто не видел. Из письма (вх. N2054 от 23.03.2000), отправленного союзом на имя замдиректора ФСБ Угрюмова, следует, что на переданные акции AVVA среди вкладчиков были разыграны три автомобиля "Жигули". При этом выигравшие должны были оплатить 75% стоимости автомобиля. Автомобиль взял лишь один вкладчик. Понятно, что 916 000 долларов и один "жигуль" - несопоставимые величины.
Не рассчитывая, видимо, на "диктатуру закона" в отношении столь высокопоставленных чиновников, зампредседателя союза Виктор Верютин пошел своим путем: в письмах на имя руководства ФСБ он называет Волошина не иначе как "финансовым мошенником", провоцируя скандал. Верютин добивается привлечения себя к суду "за клевету". На процессе он готов дать показания о том, что его "высказывания соответствуют действительности".
Поиск справедливости приводил вкладчиков в различные кабинеты. 5 января 2000 года Управление президента по работе с обращениями граждан за подписью замначальника управления Василия Матвеева сообщило им, что президент, будучи гарантом Конституции, ничем вкладчикам помочь не может. Причина проста: "согласно статье 5 закона "О прокуратуре РФ" недопустимо воздействие в какой-либо форме федеральных и других органов госвласти, должностных лиц на прокурора или следователя". О том, как эта статья соблюдается Кремлем, может рассказать бывший прокурор Скуратов. Но дело не в этом.
В начале года Верютина приняли в первом отделе Управления "К" департамента экономической безопасности ФСБ, где и проинформировали, что высшими должностными лицами занимается не ФСБ, а Федеральная служба охраны. Вероятно, чиновник решил, что уж до ФСО вкладчики не доберутся. Но Верютин 5 мая 2000 года (за два дня до инаугурации Владимира Путина) добился встречи с замначальника ФСО Андреем Куликовым. Но и ФСО, как оказалось, делами высокопоставленных сотрудников, заподозренных в мошенничестве, не занимается. Хотя там пообещали дать письменный ответ. Ответ, впрочем, последовал в виде указа президента, назначившего Волошина кремлевским администратором.
В планах вкладчиков обращение к главе комитета по безопасности Александру Гурову и далее по всем инстанциям - вплоть до Страсбургского суда... "