Во вторник вечером в офисе одной из самых известных российских правозащитных организаций - комитета "Гражданское содействие" - был взят под стражу посетитель. Им оказался гражданин Узбекистана Рустам Муминов. Он претендует на статус международного беженца и пришел проконсультироваться с юристами "Гражданского содействия".
"Как рассказал "Газете" свидетель происшедшего, активист узбекской оппозиционной организации "Бирлик" Бахром Хамраев, в офис вошли местный участковый и человек в штатском. Последний представился работником уголовного розыска. Еще примерно двенадцать человек, также без формы, находились рядом с офисом. "Муминов прямо у двери стоял, тут они его и взяли, сказав, что он - нелегальный мигрант", - сообщил Хамраев. По словам активиста "Бирлик", этот человек в штатском назвал его по имени и заявил, что многое знает о нем из интернета: "Я поинтересовался, с каких это пор моя деятельность стала волновать уголовный розыск? Он ответил, что собирал обо мне информацию не по служебным делам, а как частное лицо". Хамраев считает, что на самом деле задержание произвели сотрудники ФСБ.
Он предположил, что сам же невольно и навел их на след Муминова, потому что несколькими часами ранее предложил земляку по телефону встретиться в помещении "Гражданского содействия". После разговора с юристами Муминов обещал под диктофон рассказать Хамраеву историю своих злоключений, длящуюся несколько месяцев.
Неприметный повар маленького кафе в райцентре Грязи, что в Липецкой области, "прославился" после того, как его в феврале 2006 года задержали оперативники липецких УБОП и УФСБ по запросу узбекской генпрокуратуры. Сюжет о задержании узбекского "международного террориста" прошел по центральному российскому телевидению. Ряд информагентств со ссылкой на пресс-службу областного УФСБ назвали Муминова скрывающимся в России "участником беспорядков в Андижане".
На самом деле на родине его объявили в розыск за две недели до памятных майских волнений. Узбекская генпрокуратура обвинила его в связях с запрещенной исламистской организацией "Хизб ут-Тахрир". Якобы два свидетеля слышали, как он в апреле 2005 года занимался исламистской агитацией где-то на узбекской территории.
Муминов в ответ утверждал, что в то время находился не на родине, а в России, где почти постоянно живет с 2003 года, периодически продлевая временную регистрацию. 28 сентября российская Генпрокуратура сочла доводы узбекской стороны неубедительными. Муминова освободили, однако продлить временную регистрацию в Липецкой области он не смог. По утверждению повара, работники милиции под различными предлогами отказывались принимать его документы, неофициально ссылаясь на распоряжение начальства и ФСБ. Тогда Муминов поехал в Москву и обратился в Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев с просьбой предоставить международную защиту. Собственно, с этим фактом Хамраев и связывает действия российских правоохранительных органов. "Ислам Каримов не любит подобных обращений и вообще в последнее время крайне неохотно выпускает недовольных на Запад. Вот и давит на Россию", - считает узбекский оппозиционер. Тверской суд проявил завидную оперативность и приговорил Муминова к депортации в день задержания, то есть 17 октября.
Сейчас повар находится в Центре временного размещения иностранцев в поселке Северный на Дмитровском шоссе. На обжалование приговора суда по закону полагается 10 дней. "Думаю, что раньше этого срока Муминова на родину не вышлют. Если бы вокруг дела не подняли шум, его бы, скорее всего, отправили в Узбекистан по-тихому. А сейчас это вряд ли получится", - сказал "Газете" руководитель Центральноазиатской программы правозащитного центра "Мемориал" Виталий Пономарев. "