Вопросы о том, нужны ли России иностранные инвестиции, а точнее, чего в них больше - экономических благ или, наоборот, угроз российскому суверенитету, ставились и в начале 1990-х, и сейчас. Правда, по-разному. В 1990-е общий рефрен был такой: иностранные инвестиции крайне нужны, потому что своих средств не хватает. Сейчас в России и прежде всего у российского государства достаточно собственных финансовых ресурсов, поэтому подход к привлечению иностранных инвестиций отличается куда большей разборчивостью.
"Что просить у золотой рыбки
Классический пример произошедших изменений - отношение к соглашениям о разделе продукции. Когда-то эти соглашения подавались как ключ к разработке труднодоступных месторождений углеводородного сырья. За который государство в лице и правительства, и Думы, не только принявшей закон о соглашениях о разделе продукции, но и одобрявшей каждое из этих соглашений, были готовы заплатить фактически индивидуальными для каждого проекта налоговыми режимами, естественно, более привлекательными для инвестора по сравнению с национальным. Теперь российское государство фактически готово взять несколько ходов назад. Оно считает, что переросло стадию, когда соглашения о разделе продукции были допустимы. Теперь оно не собирается выпускать из своих рук контроль за разработкой месторождений важнейших и самых прибыльных видов сырья.
Статистика подтверждает давно известное правило: инвестиции больше всего привлекает устойчивость и благополучие и отталкивают риски и неустойчивость. Поэтому о сегодняшних объемах привлечения иностранных инвестиций (6 октября министр финансов Алексей Кудрин и президент Владимир Путин оперировали данными о том, что за январь - сентябрь 2006 года объем привлеченных в Россию иностранных инвестиций составил $28 млрд, из которых $20,8 млрд прямые) в 1990-е, когда в них особенно нуждались, не могли и мечтать.
При этом сегодня иностранные инвестиции в России ограничивают не только фактическим объявлением нон-грата соглашений о разделе продукции, но и введением "национального контроля" в стратегической сфере российской экономики. Такую "национальную" задачу президент Путин поставил еще в прошлогоднем послании Федеральному собранию. С тех пор правительство работает над законом, определяющим границы стратегической сферы и, соответственно, вводящим ограничения для иностранного капитала и механизмы "национального контроля". Законопроект еще не готов, но с ограничениями, а по сути с фактическим замещением иностранных инвестиций государственными, осуществляемыми госкомпаниями, уже столкнулись нефтяные компании и Siemens, безуспешно претендовавший при поддержке министра экономического развития Германа Грефа на контроль над "Силовыми машинами".
Сегодня в Москве под председательством премьера Михаила Фрадкова пройдет заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям. По официальной информации, на заседании "планируется обсудить вопросы совершенствования государственного регулирования экономики, а также налоговой и таможенной политики, проблемы развития банковского сектора, финансовых рынков, развитие инновационной деятельности".
В действительности же если не на самом заседании, то в его кулуарах главной темой наверняка станет обсуждение "стратегических" сфер и режима привлечения в них иностранных инвестиций. И обсудить эту и другие темы будет с кем: помимо премьера и руководителей иностранных компаний, реализующих крупнейшие инвестиционные проекты в России, таких как BP, Shell, United Technologies, Siemens, Deutsche Bank и другие, в заседании совета ожидается участие Германа Грефа, Виктора Христенко, Юрия Трутнева, Игоря Левитина, Алексея Гордеева и Сергея Игнатьева.
Искусство автопортрета
В распоряжении "Газеты" есть документы, подготовленные к заседанию совета самими иностранными инвесторами. О докладе "Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России" мы писали 9 октября. Сегодня речь пойдет об исследовании "Россия как объект инвестиций". Оно построено на опросах среди иностранных инвесторов, которые по заказу российского МЭРТ и Консультативного совета по иностранным инвестициям провела The PBN Company. Участники опросов - 155 известных корпораций из Европы и США, из них 102 компании, уже работающие в России, а оставшиеся 53 оцениваются организаторами опросов как "потенциальные инвесторы". Важная специфика опрашиваемых, которую следует иметь в виду, оценивая результаты опросной деятельности: компании ориентированы прежде всего на производственную деятельность в России или же, как говорится в исследовании, "выборка включает в себя компании, ведущие активную коммерческую деятельность в России или инвестирующие в Россию" .
"Как объект инвестиций" Россия со страниц опросов предстает весьма привлекательной. Во всяком случае по "индексу инвестиционной привлекательности", рассчитанному консалтинговой компанией A.T. Kearney, она вошла в первую десятку. С другой стороны, опросы показывают, что нынешние цифры иностранных инвестиций не должны успокаивать: России по силам привлекать по $40-$50 млрд (в Китай в 2005 году притекло $60 млрд иностранных инвестиций).
Но главное в опросах - не глобальные цифры, а оценка конкретных ситуаций. Важно, что треть компаний, работающих в России, считает, что правительство заинтересовано в привлечении прямых иностранных инвестиций. Столько же придерживается противоположной точки зрения, а оставшиеся 40% думают, что российские власти готовы принять инвестиции, но только в определенные сферы и на определенных условиях.
Становится любопытным, что же тогда привлекает иностранных инвесторов в Россию, если российская власть, по их собственной оценке, держит по отношению к ним вооруженный нейтралитет. На этот вопрос отвечает таблица 1. При этом отмеченная выше производственная ориентация опрашиваемых оставляет в стороне, пожалуй, важнейший стимул инвестиций в российские ценные бумаги - постоянно крепнущий курс рубля.
Среди опросов есть и такой: оцените, правильно или неправильно развивается экономическая ситуация в России. 37% всех респондентов считают курс правильным, 19% решительно выступают против, 44% об этом вовсе не думают.
Пора поинтересоваться, что же мешает иностранным инвесторам в России. На этот вопрос отвечает таблица 2. Ответы, в том числе и применительно к таблице 2, сенсационностью не блещут. Что ж, это подтверждает известную истину о том, что ориентирующиеся на производство инвесторы - публика консервативная. И все же стоит отметить, что коррупция по уровню негатива уступает, как считают инвесторы, не только общему засилью бюрократии, но и - что уже можно считать мини-сенсацией - российской правоприменительной практике.
И все-таки главный тревожный сигнал, который иностранные инвесторы подают как самим себе, так и российским властям, содержит таблица 3. И прежде всего перечень негативных событий, произведших на инвесторов наибольшее впечатление за последний год, а среди них - "рост числа государственных холдингов в энергетической сфере" и "агрессивная бизнес-тактика некоторых российских компаний", под которой понимается прежде всего использование институтов государства в конкурентной борьбе. По сути это и есть новая экономическая политика. В этой связи непонятно, почему большинство инвесторов, как отмечено выше, считает проводимый экономический курс верным. Но на то и опросы, чтобы опрашивающие потренировались в мастерстве формулировки вопросов.
Какие иностранные инвестиции нужны России?
Оксана Дмитриева / депутат Госдумы, член партии "Развитие предпринимательства":
«О каких инвестициях может идти речь, если ежегодно $40 млрд уходит в стабилизационный фонд!? Это личные инициативы финансового блока правительства, ни Запад, ни МВФ, ни Всемирный банк им таких советов не давали и подобных условий не ставили! Надо деньги, которые Россия там маринует, пустить в экономику страны. Ведь использование средств фонда с точки зрения платежного баланса и денежной программы - это то же самое, что и иностранные инвестиции! Разница лишь в том, что это наши деньги, и мы за них ничего не должны, а полученную с их помощью прибыль не надо будет вывозить из страны. Да у нас и нет такого объема прямых иностранных инвестиций, а то, что называется «иностранные инвестиции», - это на 70% деньги из офшоров, как показывает платежный баланс. Мы вывозим в офшоры, и ввозим из офшоров! Если посмотреть ту структуру, откуда к нам деньги приходят (Люксембург, о. Мэн, Кипр, Виргинские острова), то получается, что это просто уход от налогов".
Евгений Ясин / научный руководитель Высшей школы экономики:
«Это должны быть не просто закупки оборудования. Нам нужны не деньги сами по себе (у нас свои есть), но люди, которые вместе с ними приходят, их умение и навыки! Что нам действительно нужно - так это модернизация, новые технологии, умение организовывать производство, то есть управленческий опыт, менеджмент и различного рода инновации. Все это имеется только на Западе, включая Японию и Южную Корею. И это можно привлекать только вместе с иностранными инвестициями, то есть предоставляя здесь иностранцам собственность. Отлаживать всю производственную систему или, как теперь говорят, бизнес-процесс - это совсем другое искусство и умение, и мы обладаем им далеко не всегда. Поэтому иностранные инвестиции с прямым участием иностранцев в управлении чрезвычайно важны для нас! Но через пять-семь лет ситуация может измениться, потому что в российских компаниях быстро вырастают наши бизнесмены, умеющие делать то же, что и иностранцы. Сейчас у нас есть возможность привлекать финансовые ресурсы в любом количестве. Россия обладает очень хорошим платежным балансом и является привлекательным рынком капитала. Но проблема нашей страны в том, что подавлена и активность бизнеса, а так же деловой и инвестиционный климат. Правда, сейчас наблюдается определенное оживление, и ситуация лучше, чем тогда, когда были разборки вокруг ЮКОСа. И тем не менее тонус для молодого пятнадцатилетнего российского бизнеса намного ниже того, который мог бы быть. И еще есть определенная тенденция, когда любая отрасль, обладающая высокой доходностью, может стать объектом притязания на ее стратегическое значение. Но в целом сейчас благоприятная ситуация для привлечения иностранных инвестиций. А то, что их за девять месяцев поступило $24 млрд - очень хороший показатель, и я надеюсь, что за год будут все $30 млрд! Это очень сильный результат, такие суммы могут действительно привести к крупным технологическим сдвигам в экономике! В то время, когда я работал в правительстве, нашими масштабами были $2-2,5 млрд в год".
Сергей Глазьев / депутат Госдумы, член-корреспондент РАН:
«Они теряют смысл из-за проводимой нынешней властью денежной политики. Потому что в той же мере, в какой иностранные инвесторы приходят в Россию, государство вывозит капитал за рубеж. Эта безумная логика политики вульгарного монетаризма, которую исповедует Алексей Кудрин, объясняется тем, что, как ему кажется, у нас избыток денег. Поэтому государство из собственных доходов для предотвращения инфляции вывозит ежегодно до $100 млрд! Так что чем больше иностранных инвесторов приходит к нам в страну, тем больше денег правительство и Центральный банк выталкивают из экономики за рубеж. И в этой порочной логике вульгарного монетаризма наша макроэкономическая политика крутится уже в течение пяти лет! До тех пор, пока над монетаристскими догмами не возобладают разум и здравый смысл, иностранные инвестиции будут оказываться лишними для страны. Хотя объективная потребность в них, конечно, есть, и особенно - в прямых".
Материал опубликован в "Газете" №188 от 16.10.2006г."