С той поры они вместе идут по большой дороге в жизнь
"Надеюсь, внимательный читатель приметил некую странность "Новой газеты". С 1997 по 1999 год с наших страниц не сходили два имени: Хапсирокова и Егиазаряна. Эта парочка упоминалась чаще всего вместе. Со временем мы даже стали ревниво присматриваться к другим изданиям - не покусился ли кто на прелюбопытнейшие биографии наших героев и на не менее любопытные их похождения в наши дни?
Прежде чем о них напоминать, представлю наших героев.
Итак, Хапсироков Крым-Гери (Назир) Хазирович. Ему сорок семь лет, родом из села Хабез Карачаево-Черкесской АССР. Женат, имеет двоих сыновей. Этапы его трудового пути укладываются в несколько строк. С июня 1976-го по июнь 1989 года работал завотделом и вторым секретарем Карачаевского райкома ВЛКСМ.
И вдруг незаметный в общем-то проповедник партийно-комсомольских идей в июне 1989 года становится президентом компании "Югинвест". Проработав на финансовой ниве три с лишним года, Крым-Гери Хазирович в 1994 году вдруг появляется в Москве и вдруг оказывается в кресле управляющего делами Генеральной прокуратуры России, где и трудится поныне. Он - государственный советник юстиции 2 класса (по армейским меркам генерал-лейтенант), заслуженный юрист РФ.
А теперь есть смысл вкратце пересказать, чем именно стал знаменит Хапсироков в последние годы и почему привлек столь пристальное внимание "Новой газеты"
В 1993 году фирма "Югинвест", где с 1989 года президентствовал Хапсироков, заключила с фондом "Интерприватизация" договор о поставке продовольствия на сумму более трех миллионов долларов. Фонд беспечно перевел деньги. Более наивных людей встретить трудно. Но ведомый Хапсироковым "Югинвест" банальной пище предпочел аккумуляторы, которые тут же сбагрил на Украину в обмен на металл - разные там рельсы и болванки. А уже потом, после продажи металла, можно будет вспомнить о проголодавшейся "Интерприватизации".
Не вспомнили. Хапсироков вдруг срочно подает в отставку с поста президента и исчезает в неизвестном направлении. Разумеется, вместе с ним исчезли и деньги, которые заплатил за продовольствие фонд "Интерприватизация".
После трех лет ожидания в 1996 году облапошенное руководство фонда обратилось в Генпрокуратуру с заявлением: как смел мошенник Хапсироков умыкнуть наши деньги? На такие дурацкие вопросы здесь отвечать не привыкли, что и подтвердил своим отказом в возбуждении уголовного дела помощник генпрокурора Анатолий Паламарчук: нет здесь состава преступления, и все тут! Совсем странные люди. Сами разве не понимают, что раз Хапсироков работает на генеральской должности в Генпрокуратуре, к какой такой ответственности можно его привлекать?
Таких пикантных историй в подшивке "Новой газеты" пруд пруди. Но поговорим о предметах более осязаемых и читателю небезынтересных.
Живет Хапсироков - чтоб нам всем так жить. У него квартира в Б. Афанасьевском переулке, в доме 41. Кто знает Арбат, так это от него в двух шагах. Пять комнат раскинулись в мансарде, вход отдельный. Метр жилья в такой квартире стоит 3 тысячи долларов, умножьте их на 150 - вот вам и стоимость жилья прокурорского генерала с более чем скромным жалованьем.
Самое смешное, что Хапсироков с домочадцами в этих хоромах не прописан и как бы вообще не живет.
А на чем Крым-Гери Хазирович передвигается по Москве! Прежде всего - на служебной "Вольво" зеленого цвета, на крыше - два проблесковых маячка. Но это мелочь. Хапсироков лично владеет джипом "Мицубиси-Паджеро", его жена, пока не надоело, ездила на машине "Мерседес-Бенц 600L", сын раскатывает сразу на двух "Жигулях".
Но и это мелочи. Мы уже писали об удивительных полномочиях, которыми наделил себя в общем-то заурядный завхоз Генпрокуратуры. Об умении вышибать негодных ему прокуроров и следователей, о коммерции за государственный кошт и довольно успешных попытках управлять следователями, которые на свою голову принялись вести дела, хоть чем-нибудь опасные для серого кардинала. Хапсироков действует всегда с налета, всегда бесстыдно и бесстрашно. Не потому ли, кстати, что уже перестала быть секретом его тесная связь с начальником УФСБ по Москве и Московской области (он же - заместитель директора ФСБ РФ) генералом Царенко? Во всяком случае совсем недавно тот же Царенко появился в Черкесске именно в те дни, когда туда приезжал охмурять избирателей Березовский. Надеюсь, все помнят, откуда родом и генерал от прокуратуры Хапсироков.
Множество своих авантюр Хапсироков проворачивал со скандально известным банкиром Ашотом Егиазаряном - достаточно назвать их более чем успешные усилия по развалу Моснацбизнесбанка и Уникомбанка, махинации с валютными облигациями Московской области.
А потому напомним: Егиазарян Ашот Геворкович, родился 2 июля 1965 года в Москве. В 80-х годах жил в США, активно занимался бизнесом при содействии некоторых боссов армянской диаспоры в Калифорнии. Сколотил немалый капитал. С 1990 по 1992 год был директором фонда социально-экономического развития московского региона. В 1993 году создал АКБ "Московский национальный банк", стал председателем правления. По достоверным сведениям, банк контролируется и поддерживается ведущими армянскими кланами в Калифорнии.
Примерно с середины 1994 года МНЦ начал активную экспансию в Московский регион создав собственную сеть филиалов.
Любопытная малость: в письмо-заявку на открытие четырех филиалов, подписанное Чубайсом, от руки вписано название филиала в Одинцове с пометкой "по просьбе Черномырдина". Немало удивившись такой вольности, министр финансов Пансков направил Чубайсу письмо с предложением провести проверку обстоятельств появления более чем странной надписи. Вскоре исчезли и сам Пансков, и его безответное письмо.
Но самую дерзкую операцию Егиазарян провернул совсем недавно, во время выборов в Государственную Думу. Напомню: список фракции ЛДПР состоял из 17 человек, восемнадцатым был Егиазарян. Явно опасаясь скандала, еще до утверждения списка Жириновский обратился в МВД с просьбой: нет ли каких претензий у уважаемого ведомства к его списку? Претензии были, в том числе и к Ашоту Егиазаряну. Жириновский встревожен: какие именно? И тут же слышит от самого банкира: помощник министра внутренних дел генерал Орлов официально ручается за его непогрешимость. (Знает ли об этом А. Орлов?)
По нашим данным, Егиазарян, находясь в ноябре прошлого года в США, обратился к министру Рушайло с просьбой о немедленной встрече либо с ним, либо с его эмиссаром. Состоялась встреча или нет, но слух укрепил позиции Егиазаряна среди жириновцев. Во всяком случае когда на заседании Центризбиркома подводили итоги голосования, один из старейших членов ЛДПР Жебровский вдруг заявил, что просит сложить с него полномочия депутата. Жириновский тут же предложил кандидатуру Егиазаряна. Знающие люди говорят, что у Егиазаряна с Жириновским были финансовые договоренности на три миллиона долларов.
Так депутатом Государственной Думы России стал человек, к которому есть немало вопросов у офицеров спецслужб. Им странно: чего это ради солидный бизнесмен названивает некоему братку по фамилии Само (номер 765-5752), который состоит на связи у более влиятельного братка Хатоева? А потом этого Хатоева подозревают в совершении заказных убийств, но разработка оказывается ненужной - пахана тут же расстреливают очередями из автомата. Установлением преступных связей Хатоева занимался ОУР 1-го РУВД ЦАО.
Столь же странны частые звонки банкира (номер телефона - 204-8360) некоему Киселеву Владимиру Николаевичу, 1951 года рождения, уроженцу Люберец - этого господина активно разрабатывает ОВД "Печатники" по причастности к совершению заказных убийств. И еще банкир почему-то пользуется мобильным телефоном ( 760-8032), который официально зарегистрирован на некоего Осипенко Руслана Михайловича.
И, наконец, любопытно, чего это Егиазарян бесконечно звонит по телефону 767-08-51? Секрет тут прост: номер, зарегистрированный на некоего Малинина, давно используется управлением делами Генпрокуратуры, где в начальниках уже знакомый нам Хапсироков.
Надеюсь, кое-какое представление о Егиазаряне у читателя сложилось. Если нет - вот дополнение. Наш Ашот теперь не просто депутат, а председатель комитета Госдумы по бюджету.
Есть некоторые сочные мазки и к портрету Хапсирокова. Недавно, по сообщению "Коммерсанта", старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ Сергей Гребенщиков, ведущий дело о получении взятки первым заместителем министра финансов Владимиром Петровым, совершил невероятное. В рапорте на имя и. о. генерального прокурора Владимира Устинова он выдвинул версию, что Хапсироков препятствует расследованию дела о взятке предположительно в миллион долларов.
Все, что мне удалось вспомнить, говорит о том, что и Хапсироков, и Егиазарян снова станут постоянными героями публикаций "Новой газеты". Как выражаются правоведы, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. "