Одной из главных интриг взявшей старт осенней сессии, наряду с традиционным утверждением бюджета, может стать второе чтение нового проекта Лесного кодекса. О том, что политическая борьба вокруг него разворачивается нешуточная, можно догадываться только по отдельным сигналам, которые поступают из коридоров законодательной и исполнительной власти.
"Так, буквально в середине сентября заместитель министра экономического развития и торговли А.Шаронов пояснил, что уже после принятия Лесного кодекса в первом чтении в Правительстве и Госдуме возникли дискуссии, основным содержанием которых стало обсуждение проблем разграничения полномочий и права собственности на лес. При этом заместитель министра сделал оговорку о том, что, видимо, исполнительная власть пойдет в этом вопросе еще дальше, чем планировалось ранее. Все полномочия в отношении лесного хозяйства, вполне возможно, сказал Шаронов, будут делегированы муниципальным властям, а собственность сохранится за федерацией.
По сути, это была реакция на решение Государственной Думы перенести рассмотрение Лесного кодекса во втором чтении с 20 сентября на ноябрь 2006 года. Как пояснила председатель Комитета Госдумы по природопользованию Н.Комарова, этот перенос связан, прежде всего, с отменой ранее запланированных парламентских слушаний. Мол, без слушаний проводить второе чтение невозможно. Правда, в профильном комитете добавили, что спорных вопросов уже набралось вполне достаточно. Это перевод земель лесного фонда в другие категории для расширения возможностей их дальнейшего использования, те же проблемы собственности на лесные земли, а также вопросы статуса лесных хозяйств. С другой стороны, понятно, что на общественных слушаниях такие противоречия не разрешаются. Там лишь публично озвучивают взаимные претензии, поиск же консенсуса по таким вопросам происходит совсем в других местах.
Лес за деревьями Не лишним будет вспомнить, что накануне нынешнего парламентского сезона, который будет сопровождать серия весьма показательных региональных выборов, серьезную озабоченность в связи с разработкой нового варианта Лесного кодекса выразила Торгово-промышленная палата России.
На расширенном заседании комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства даже говорили о том, что работа над вариантом Лесного кодекса «идет в условиях строжайшей секретности». И что особо отмечали предприниматели, вариант текста имеет «отсылочный характер», то есть, по сути, передает Правительству все права установления правил игры в лесном секторе.
При этом были отклонено почти 1600 поправок, представленных депутатами Госдумы и представителями регионов. Специалисты стали говорить о том, что законопроект в таком виде «приведет к распродаже лесов». Директор Международного института леса А. Исаев и директор Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Г. Коровин заявили, что последние изменения настолько ухудшили текст, что исключают возможность его позитивной оценки. Особенно их возмутило, что впервые в отечественной практике леса не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта имущественных, управленческих и иных публичных отношений. При этом государство, собираясь сохранить права собственности, передать его в аренду, не состоянии провести необходимую кадастровую оценку лесного фонда. И более того - предполагает возложить эту задачу на самих предпринимателей, берущих лесной участок в аренду. Учитывая, что лес в самой последней редакции кодекса объявляется составной частью земли, предприниматель получает земельный участок с лесом фактически в собственность. Не в этом ли кроется главный секрет нового кодекса?
Тут самое время обозначить цену вопроса и для развития экономики страны в целом. По словам главы руководителя Федерального агентства лесного хозяйства В. Рощупкина, в лесах нашей страны - четверть мировых запасов древесины. Но наша бедность при лесном богатстве уже становится притчей во языцех. Тот же спелый лес в России заготавливается лишь на четверть от потенциально возможного объема. В результате страна получает от леса и продуктов его переработки всего 1% ВВП и 5% валютных поступлений. По съему древесины с одного гектара леса Россия уступает той же Канаде в 7 раз, а Финляндии - почти в 20. Экспорт же леса идет в основном за счет «кругляка», по вывозу которого Россия существенно опережает другие страны. По некоторым данным, доля необработанного леса в валютной выручке от всей лесной продукции составляет около 40%. Интересно заметить, что выручка от экспорта нашей лесной продукции высоких технологий составила за последние два года всего лишь 26 млн. долларов.
По мнению специалистов лесной отрасли, это происходит из-за транспортной недоступности лесного ресурса, и самое главное - из-за чрезмерной забюрократизированности разрешительных процедур в лесопользовании. К тому же за последние пятьдесят лет ухудшился породный состав лесов в тех местах, где его рентабельно вывозить на экспорт или переработку.
Оказывается, что и продается наш «кругляк» в 1, 5-3 раза дешевле, чем у тех же западных фирм. Примечательно, что одновременно почти в три раза сократилось внутреннее потребление древесины, которое и так на порядок ниже, чем в развитых странах. Более того, как выясняется, сегодня не покрываются даже собственные потребности в качественном сырье для лесоперерабатывающей промышленности.
А тем временем чудовищными темпами растут черные вырубки, которые во многом вызваны тем, что при государственной собственности, по сути, леса не имеют хозяйского пригляда. Не спасают ситуации и космический мониторинг незаконных вырубок или даже введение в ряде регионов лесной милиции. Словом, системный кризис, да и только.
Нового Лесного кодекса ждали как живительного дождя, который должен был дать российскому лесу хозяина, пусть и в лице арендатора, который, по крайней мере, хищнического разграбления не допустит. И что самое главное - сделает серьезные инвестиции в углубленную переработку леса.
Небольшой штрих. По уровню западных инвестиций в промышленную переработку комплекс имеет буквально самые крохи, зато в вырубку на корню с последующим экспортом - практически без ограничений.
Лесному лобби было что терять. Тезис о распродаже лесных богатств пришелся как нельзя кстати, для того чтобы проект Лесного кодекса увяз в бесплодных дискуссиях и согласованиях. Более того, даже появились утверждения о том, что, мол, ограничивая рост экспорта «кругляка» таможенными пошлинами, можем вообще этот рынок потерять.
Ситуация в лесной промышленности встревожила и Президента Владимира Путина, особенно перспектива, когда весь доход от переработки леса будет оставаться за рубежом. В апреле нынешнего года на встрече в Сыктывкаре (Республика Коми) он призвал профильные министерства ускорить принятие поправок в Лесной кодекс, интеграцию бизнеса и создать благоприятные условия для инвестиций в ЛПК. Президент обозначил три условия, которые могут обеспечить конкурентоспособность отрасли. Это серьезное правовое обеспечение развития, стимулирование структурных преобразований и создание благоприятных условий для инвестиций в лесоперерабатывающую промышленность. Президент прямо сказал, что «нужно принимать базовое решение, принимать Лесной кодекс».
Кстати, председатель Государственной Думы Б.Грызлов в развитие этой установки вообще предложил законодательно запретить экспорт круглого леса. Правда, сейчас об этом почему-то стараются не вспоминать.
Так почему же задержка? Кто вставляет, как говорится, палки в колеса, тем более что Президент недвусмысленно обозначил свою позицию? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен одновременно. Это и бюрократия, и лесное лобби, и политические маневры перед предстоящим политическим сезоном, и возражения экологов.
В первом чтении кодекс был принят еще в апреле 2005 года. Но затянувшаяся пауза, похоже, уже завершается. Вроде бы основные положения кодекса, такие как передача всех земель лесного фонда в федеральную или региональную собственность, а также возможность сдачи их в аренду, согласованы. Кроме того, законопроект предоставляет право на пользование лесными участками на основании договора аренды по результатам аукциона. До сих пор право аренды предоставлялось на основании закрытых конкурсов. Но повлечет ли за собой это повышение инвестиционной привлекательности отрасли, остается загадкой.
И все же в проекте кодекса все еще существует целый ряд спорных положений, которые, как считают некоторые депутаты, необходимо обсудить на парламентских слушаниях. В частности, речь идет о переводе земель лесного фонда в другие категории для расширения возможностей их использования, а также о статусе лесного хозяйства. И тут далеко не последнее слово будет за регионами: если они единым фронтом выступят против правительственных новаций, то принимать окончательное решение придется Президенту.
Регионы против муниципалитетов Впрочем, уже есть прецеденты особого мнения субъектов федерации. Так, Московская областная дума даже приняла обращение к Президенту страны и спикеру Госдумы. Областные депутаты обеспокоились тем, что проект новой редакции Лесного кодекса не учитывает специфику сложившейся практики пользования лесным фондом в Подмосковье. Особую тревогу депутатов вызывали положения кодекса, которые, по сути, ущемляют их права как субъекта Российской Федерации. По мнению региональных депутатов, проект закона в нынешней редакции может привести, в частности, к тому, что и законодательные власти Московской и Ленинградской области не смогут участвовать в установлении правового режима лесных участков, которые территориально находятся в границах областей. А это, кроме всего прочего, может сказаться и на обеспечении благоприятной экологической обстановки в мегаполисе. Депутаты предложили исключить из проекта Лесного кодекса положение, лишающее Московскую и Ленинградскую области возможности влиять на режим пользования лесными участками, расположенными в их границах.
И все же, несмотря на вроде бы достигнутый хрупкий консенсус, краеугольным камнем Лесного кодекса являются правовые полномочия на лесные ресурсы. Позиция МЭРТ РФ состоит в том, чтобы все полномочия были делегированы регионам России, но при этом участки с лесными ресурсами должны оставаться в федеральной собственности. Теперь же к ним добавятся и муниципалитеты, которые задыхаются от нехватки бюджетных средств и также нацелились на получение своей доли от лесных богатств. А для этого они должны войти в долю собственности. Таким образом, реально назревает новый конфликт.
Впрочем, сибирские регионы, в которых сосредоточены основные лесные ресурсы, по имеющейся информации «РВ», также не в восторге от нового варианта проекта Лесного кодекса. Так что вполне реально, что в ходе парламентских слушаний они обозначат новые претензии, игнорировать которые вряд ли будет возможно.
Но, видимо, упреждая это недовольство, на IV Байкальском экономическом форуме глава Рослесхоза В. Рощупкин сообщил, что для перехода на новые условия хозяйствования в лесной отрасли потребуется почти три месяца, а общий объем инвестиций в нее составит почти 7 млрд. рублей. При этом он прямо подчеркнул, как сообщают информационные агентства, что принятие Лесного кодекса, «позволит провести масштабную децентрализацию лесоуправления». Правда, станет ли она от этого более эффективной, пока не совсем ясно. "