Glencore и “Русал” хотят, чтобы Вексельберг и Блаватник согласились на меньшую долю в объединенной компании
"Создание новой крупнейшей в мире алюминиевой компании под вопросом. Как следует изучив активы “Суала”, “Русал” и Glencore пришли к выводу, что Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник претендуют на чересчур большую долю в объединенной компании. Сделка не развалится, а ее участники просто торгуются, надеются эксперты. “Русал”, “Суал” и Glencore подписали протокол о намерении объединить активы еще в конце августа. “[Объединенная] компания сразу займет лидирующую позицию в алюминиевой отрасли <....> У нас идет переговорный процесс, и, честно говоря, я очень надеюсь, что он закончится успешно и из альтернативных вариантов мы примем окончательное решение в течение месяца”, — докладывал Вексельберг президенту Владимиру Путину несколько дней назад. Уже известна приблизительная структура сделки: “Русал” проведет допэмиссию акций, которую владельцы “Суала” и Glencore оплатят активами. В случае Glencore речь идет о 100% акций глиноземного завода Aughinish (мощность — 1,85 млн т) в Ирландии, 100% шведского алюминиевого завода Kubal (102 000 т) и 93% Widalco (1,26 млн т). Предварительно компании договорились, что Олегу Дерипаске в “большом” “Русале” будет принадлежать 64,5% акций, акционерам “Суала” — 21,5%, Glencore — 14%, а окончательное соглашение должно быть подписано до 1 октября. И только стоимость объединенной компании, а также долей участников сделки не известна. “Русал” в этой сделке консультируют HSBС и Morgan Stаnley, “Суал” — UBS и J. P. Morgan Cazenove.
Но стоило Вексельбергу объявить о сделке президенту, как на ее пути возникло препятствие. Как стало известно “Ведомостям”, на прошлой неделе завершился due diligence активов “Суала”. Аудит показал, что активы “Суала” нуждаются в серьезной модернизации, поэтому представители Glencore пришли к выводу, что “Суал” не может претендовать на долю в 21,5%, рассказал источник, близкий к одному из участников сделки. “Русал”, по его словам, позицию Glencore поддержал. Для этой сделки “Суал” должен быть оценен в $3 млрд вместо $5 млрд, в которые компания оценила сама себя, объясняет собеседник “Ведомостей”. Не исключено, что “Суал” вообще может выпасть из сделки, добавляет он. Представитель инвестбанка, сотрудничающего с российскими алюминщиками, подтверждает, что на уменьшении доли владельцев “Суала” настаивает Glencore. Два топ-менеджера крупных инвестбанков подозревают, что трехстороннее слияние теперь может сорваться. В “Суале”, “Русале”, “Ренове” и Glencore отказались от каких бы то ни было комментариев.
Стоимость активов — не единственный повод для разногласий между Олегом Дерипаской и его будущими партнерами. Как рассказывали ранее “Ведомостям” менеджеры, близкие к “Суалу”, Вексельбергу и его партнерам пришлось уговаривать Дерипаску согласиться на проведение в течение трех лет с момента сделки IPO объединенной компании. Источники, близкие к “Русалу”, подчеркивали, что в итоге владелец компании подписался на публичное размещение.
Активы “Суала” не так хороши, как имущество его будущих партнеров, но стоят все же больше $3 млрд, недоумевает большинство опрошенных “Ведомостями” экспертов. Общую стоимость “Русала” и “Суала” “Атон” оценивает в $24,8 млрд, из них на “Суал” приходится около $5 млрд. “Метрополь” оценивает компанию целиком в $31 млрд, активы Glencore — примерно в $8 млрд, “Суал” — в $5 млрд. А независимый оценщик — “Делойт и Туш СНГ” — недавно оценил примерно в $2,8 млрд (29,93 руб. за акцию) одно только ОАО “Суал”, которое объединяет всего восемь заводов из 20, входящих в группу.
По данным “Суала”, за последние три года его инвестиции в модернизацию и приобретение новых активов составили около $825 млн. “Русал” за эти годы только в реконструкцию производства инвестировал более $1 млрд. Вдобавок в группу “Суал” входят прокатные заводы, от которых “Русал”, напротив, избавился, и суаловские ему не нужны, говорит аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Тем не менее перед сделкой “Русала” и Glencore “тройственный союз” имеет явное неоспоримое преимущество: будет создан производитель первичного алюминия номер один в мире, подчеркивает эксперт. Аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко считает, что будущие партнеры просто торгуются за лучшие условия объединения. Бывший совладелец “Суала” Василий Анисимов полагает, что сделка не развалится, а Дерипаска и Вексельберг преодолеют разногласия и договорятся о слиянии, поскольку эта сделка выгодна и “Суалу” с “Русалом”, а также полезна для имиджа России."