Художник-мультипликатор подает в суд на кондитеров
"Российские мультперсонажи вновь стали предметом судебных баталий: вслед за Чебурашкой, Винни-Пухом и небезызвестными жителями Простоквашина в гости к Фемиде пришла Алиса Селезнева с отцом, их друг Громозека, а также население таинственной Третьей планеты. На днях лауреат премии "Эмми" (США) и "Медали мира" художница Наталья Орлова подала в Головинский суд Москвы иск о нарушении авторских прав со стороны питерской фабрики "Ландрин", которая в 2006 году запустила очередную серию шоколадных яиц. В иске она просит суд взыскать в ее пользу более 600 тыс. руб. компенсации за нарушение авторских прав. В ответчиках числится не только производитель, но и один из крупных распространителей шоколадных яиц -- торговая сеть «Метро Кэш энд Керри».
По названию серии шоколадных яиц -- "Тайна Третьей планеты" не трудно догадаться, что под «скорлупой» покупателей ждут фигурки героев популярного советского мультфильма. А вот для г-жи Орловой яйца оказались действительно с сюрпризом, поскольку кондитерская фабрика использовала образы героев анимационной космической саги без какого-либо согласия художника, придумавшего внешность персонажей. Гонораров она также не получила, более того, производитель даже не догадался указать автора на вкладышах с картинками, находящихся вместе с игрушкой внутри лакомства.
Адвокат г-жи Орловой Ирина Тулубьева обратилась к фабрике с просьбой выплатить ее клиентке причитающийся доход. «Однако выяснилось, что никакой ошибки не происходило, а фабрика занимает принципиальную позицию. Наш оппонент заключил договор с вдовой Кира Булычева и на этом успокоился, посчитав, что Орлова никаких прав на Селезневых и Громозеку не имеет», -- рассказала защитник Натальи Орловой. Спор перерос в судебный иск, сумма которого определилась масштабами производства кондитерских изделий и сложившейся практикой выплат гонораров художникам.
В «Ландрине» претензии г-жи Орловой сочли необоснованными, а ее судебный иск -- бесперспективным. В своих возражениях ответчики указали, что истица выполняла лишь техническое задание при создании мультфильма, поэтому у нее якобы нет прав на изображения героев. Но в законе четко прописано, что именно художник имеет права на экранные образы персонажей, а писатели -- на имена вымышленных героев, утверждает г-жа Тулубьева. По ее словам, заключив договор с вдовой Булычева, фабрика могла лишь дать название своей серии, но не использовать изображение анимационных звезд. Адвоката возмутило высказывание о «чисто техническом задании». «Люди делают прибыль на раскрученных персонажах, но не имеют никакого уважения ни к автору, их обогатившему, ни к его труду», -- поразилась она. Примечательно, что художница в 1982 году стала лауреатом Государственной премии СССР именно за «чисто техническую» работу над фильмом «Тайна Третьей планеты».
Наталья Орлова далеко не первой пытается уладить спор с бизнесменами в суде. В России своеобразный рекорд принадлежит классику детской литературы Эдуарду Успенскому. Создатель Чебурашки, Крокодила Гены, жителей Простоквашина десятки раз возбуждал дела о нарушении своей интеллектуальной собственности. Он боролся с «пиратскими» мясными консервами, наполнителем для кошачьих туалетов, производителями конфет и шоколадок. Правда, писателя самого однажды грозились привлечь к суду: один из его читателей обнаружил, что слово «чебурашка» встречается еще в словаре В.И. Даля. Однако дальше возмущений дело не дошло.
Мирно завершился дележ товарного знака «Ну, погоди!». Александр Хайт (брат одного из создателей знаменитого мультсериала "Ну, погоди!" Аркадия Хайта) договорился о сотрудничестве с производителем одноименного детского шампуня и пены для ванны и отозвал из суда иск о компенсации 800 тыс. руб. В 2003 году суд прекратил производство и по иску киностудии «Союзмультфильм» к подмосковному предпринимателю Александру Вольнову, выпускающему глазированные сырки "Винни-Пух". В ходе процесса стало известно, что бизнесмен заключил договор с художниками Эдуардом Назаровым и Владимир Зуйковым. А именно они по закону об авторском праве и смежных правах обладают исключительными правами на использование героев мультфильма.
Впрочем, художникам все же приходилось доказывать Фемиде, что они являются полноценными родителями анимационных звезд. Тот же Успенский спорил о правах с художником Леонидом Шварцманом, создавшим экранный образ Чебурашки. Но писатель и художник разошлись полюбовно, они поделили права на бренд, и теперь оба получают прибыль от его использования. "