"Национальные особенности бизнеса на железной дороге Окончание. Начало см. на стр. 1 Речь шла о просроченном векселе, гарантии погашения которого, к слову, подписал все тот же Сергей Аксененко. А компания эта при ближайшем рассмотрении весьма занятна для тех, кого интересует психология бизнеса вокруг железной дороги.
Начать с того, что оффшорных компаний с красивыми нездешними именами, состоявших в интимных отношениях с "Балтийским" и некоторыми руководителями МПС, было не одна, а четыре. Кроме долга перед банком, всех их роднит общий юридический адрес на Британских Виргинских островах, общий полномочный представитель - член Совета банка Андрей Исаев - и неизменная подпись на всех заключаемых ими с "Балтийским" договорах первого заместителя председателя правления "Балтийского банка", а ныне замминистра МПС по финансовым вопросам Олега Шигаева. Конечно, сегодня руководство МПС и банка от порочащих их связей с виргинскими красотками открещивается - знать они их не знают, инсайдеры это и ольше никто. Однако документы говорят о другом.
Например, все четыре оффшорные компании регулярно участвовали в странных сделках с "Балтийским". Банк дает компании кредит, компания немедленно покупает на эти деньги у банка ценные бумаги, через пару дней сделка купли-продажи расторгается, компания получает обратно деньги, банк - акции, а вырученные деньги компания отдает банку в погашение кредита. Через месяц операция снова повторяется, потом снова, снова. Никто как будто ничего не получает, кроме ульона с вареных яиц. На самом деле идет либо отмывка денег, либо временный "увод" акций для улучшения балансовых показателей, либо обналичка средств. Скорее - и первое, и второе, и третье. В любом случае, такое допускается только между очень близкими структурами. Но даже с близкими такие штуки обычно проделываются не так открыто.
Оффшорные красотки резвятся, используют ссудные средства для взаиморасчетов друг с другом, постоянно перекредитуются, так что очередной кредит банком выдается с учетом сумм, необходимых для погашения предыдущих кредитов и процентов по ним. Их общая задолженность перед добрым банком составляет 37 млн 360 тыс. дол. Банк, как и положено милому папаше, смотрит на все сквозь пальцы.
Мало того: с мая 1993 до конца 1996 года ссудные средства четырех оффшоров направляются на... текущий счет физического лица. Вы правильно угадали: г-на Исаева. И он регулярно снимает их "наличкой" через кассу банка. Всего "накапало" 5 млн 388 тыс. 800 дол.
Но и себя руководство банка не забывает. Личный долг перед КБ "Балтийский" г-на Шигаева - 57470 долл. и 1000 британских фунтов, г-на Аксененко - 17107 долл., г-на Исаева - 42004 долл. Постоянные без ответа остающиеся напоминания банка названным лицам о том, что деньги хорошо бы давно вернуть, утверждают в мысли: у них, у железнодорожников, все очень по-простому, по-свойски, на формальности принято плевать. Конечно, можно ехидно поинтересоваться, как Шигаев со своей замминистерской зарплаты выплатит этот долг. Но, по нашим сведениям, он не только замминистра. Г-н Шигаев сохранил членство в совете директоров "Балтийского банка" от коммерческой фирмы "Балтийский торговый дом", а "Балтийский торговый дом" сейчас оспаривает в Арбитражном суде право Октябрьской железной дороги на контрольный пакет акций в "Балтийском банке". Так что кто кому в конце концов окажется должен, мы еще посмотрим.
Абсурд N206у
Конечно, то, что МПС имеет отношение к рождению "Балтийского" и ведет с ним дела, не означает, что оно участвует и во всех банковских безобразиях. Отец за сына не отвечает, тем более - за племянника. А уж в пикантные подробности из прошлого нового заместителя министра остальные руководители могут не вникать просто из вежливости. Однако есть основания полагать, что у железнодорожного министерства вообще свое особое отношение к работающим с ним банкам и прочим юридически независимым структурам. В июле прошлого года из недр МПС выехало УказаниеN206у "О создании Кредитно-финансового центра МПС России", подписанное Николаем Аксененко. Сей центр - учреждение государственное, организация некоммерческая, созданная "в целях совершенствования финансового механизма отрасли".
И вот в целях совершенствования ему в обязанность вменяется, в частности, управление акциями и долями участия, принадлежащими предприятиям и организациям МПС в акционерном коммерческом банке "Желдорбанк" и других банках, страховом обществе "ЖАСО" и отраслевом пенсионном фонде. Такая новость: оказывается, управление пакетами акций, вопреки ГК, больше к разновидностям коммерческой деятельности не относится. Еще неожиданней для тех, кто чтит Гражданский кодекс, выглядит обязанность Центра заключать договоры на управление акциями или долями участия с предприятиями и организациями МПС как с самостоятельными юридическими лицами. Министр с легкостью необыкновенной взял и лишил предприятия права самостоятельно решать вопросы о содержании и заключении договоров, расширив до безграничности права учредителя, то есть свои собственные. Если ы речь шла не о юридических, а о физических лицах, действия Николая Аксененко следовало бы квалифицировать как принуждение к сожительству с использованием служебного положения. Еще: Центр должен выступать в роли учредителя и одновременно управляющей компании отраслевых некоммерческих фондов. Это уже тривиальное изнасилование суверенных юрлиц, а если серьезно - просто райская почва для финансовых злоупотреблений, отчего на всей остальной территории страны, кроме государства МПС, такое запрещено. Воо ще 206у можно цитировать и изумляться, изумляться и цитировать до бесконечности. Но и только. Генеральная прокуратура вот тоже изумилась, а Центр создан и функционирует себе.
То, что чиновникам охота заниматься коммерцией, - не новость. Новость - пугающая откровенность руководителей Министерства путей сообщения. Можно, конечно, предположить, что долгое пребывание в замкнутом пространстве отразилось на их психике. Только здесь другое: не для посторонних эмпээсовские документы писаны, сугубо для своих. Кто же предполагал, что дотошные контролеры начнут дырки в заборе сверлить, подглядывать. Зря руководство МПС всех уверяет, что умом их не понять. Желания у главных железнодорожников очень даже понятные: починить забор и жить дальше комфортно и езнаказанно. "