"Роман Абрамович был готов потратить 30 млрд евро на покупку люксембургской Arcelor и даже нашел деньги. Если бы сделка состоялась, то он, Александр Абрамов, Александр Фролов и Алексей Мордашов стали бы владельцами сталелитейной компании, сопоставимой с нынешней Mittal Steel.
Evraz Group владеет сталелитейными заводами — Нижнетагильским, Западно-Сибирским, Новокузнецким меткомбинатами, итальянским Palini e Bertoli, чешским Vitkovice Steel, железорудными предприятиями — Качканарским ГОКом и др. Меткомбинаты группы в 2005 г. выпустили 13,9 млн т сырой стали. Выручка в 2005 г. составила $6,5 млрд, чистая прибыль — $905 млн. Основные акционеры — Lanebrook Ltd (82,57%), General Refractories Ltd (1,48%), KH Steel (0,93%), остальные акции обращаются на бирже. Бенефициарами Lanebrook являются Александр Абрамов и Александр Фролов (вместе — 50%) и Millhouse (50%). ООО “Миллхаус” управляет российскими проектами акционера Millhouse Романа Абрамовича.
Шанс стать крупнейшим акционером Arcelor подвернулся владельцу “Северстали” Алексею Мордашову благодаря Лакшми Митталу, который задумал недружественное поглощение Arcelor. Январское предложение от Mittal Steel выглядело так: 18,6 млрд евро деньгами и акциями за всю компанию. Спасая положение, менеджмент Arcelor нашел другого покупателя — “Северсталь”, которая была готова отдать 87% собственных акций и $1,6 млрд в обмен на 32,2%, а потом 25% Arcelor. Миттал не отступил и увеличил предложение до 40 евро за акцию Arcelor, ограничив аппетиты 40%-ной долей в компании. Совет директоров Arcelor выбрал Миттала и объявил, что будет готов на сделку с “Северсталью”, только если она сделает конкурентное предложение о покупке всех 100% Arcelor.
Как выяснилось, такое предложение могло последовать, но не от Мордашова, а от Романа Абрамовича. Принадлежащая ему Millhouse была готова приобрести 100% акций Arcelor более чем за 30 млрд евро. Предполагалось, что после сделки компания объединится с “Северсталью” и “Евразом”. Об этом “Ведомостям” рассказал бизнесмен, знакомый с переговорами двух компаний. Он дал понять, что инициатором вовлечения Абрамовича в сделку была “Северсталь”. Несколько других крупных предпринимателей, хорошо знакомых с ситуацией в металлургии, подтвердили эту информацию. Один из них добавил, что около 13 млрд евро был готов дать сам Абрамович, а оставшуюся сумму синдицировал бы пул западных банков. Он предположил, что управлять объединенной компанией мог бы Мордашов. Подтвердить эту информацию не удалось.
Millhouse к тому моменту уже сделала ставку на сталелитейный сектор, договорившись о приобретении 41,3% акций “Евраза”. В прошлом году Роман Абрамович продал “Сибнефть” “Газпрому” за $13,2 млрд. По словам руководителя группы “Миллхаус” Евгения Швидлера, компания искала объект для инвестиций и выбрала металлургический сектор как наиболее быстрорастущий. Он рассказывает, что переговоры о возможности покупки или обмена акциями велись с собственниками всех крупных металлургических компаний, но реальными продавцами, готовыми иметь партнерство, оказались акционеры “Евраза”. “Они были готовы быстро заключить сделку, а сама компания — хорошая площадка для консолидации”, — сказал Швидлер.
На 1 июля общая рыночная стоимость Arcelor, “Северстали” и “Евраза” достигала $50 млрд. Если бы сделка с Arcelor состоялась, то исходя из капитализации компаний доли в ней могли распределиться так: 69% — у Millhouse, 20% — у Мордашова, 6% — у акционеров — основателей “Евраза”, Абрамова и Фролова, остальное — у миноритариев “Евраза” и “Северстали”, подсчитал Владимир Катунин из “Атона”. Но для сделки с Arcelor “Северсталь” оценили выше рынка — в $14 млрд, так что она могла претендовать на 28% общего холдинга. Нынешняя Arcelor-Mittal и возможная Arcelor-“Северсталь”-“Евраз” были бы сопоставимыми игроками, констатирует Катунин. Arcelor и Mittal в сумме cтоят $57 млрд. Arcelor и Mittal вместе выпускают около 110 млн т стали. А Arcelor, “Северсталь” и “Евраз” — около 72 млн т.
Но сделка не состоялась — как говорит источник, знакомый с ходом переговоров владельцев “Северстали” и Millhouse, “в силу различных обстоятельств”. Как рассказали “Ведомостям” три предпринимателя, осведомленных о причинах срыва сделки, от этой идеи отказался Мордашов. Швидлер не стал комментировать “несостоявшуюся сделку”, а Мордашов передал через одного из партнеров, что не комментирует слухи. Пресс-секретарь Arcelor-Mittal Жан Лазар отказался сообщить, было ли известно Arcelor о планах Абрамовича и велись ли с ним переговоры. С тогдашним председателем совета директоров Arcelor Ги Долье связаться не удалось.
Владельцы “Евраза” определенно нацелены на укрупнение бизнеса — Швидлер заявил, что консультации о слиянии активов с “Евразом” ведутся со всеми владельцами всех крупных металлургических компаний. Все покупки в металлургии будут делаться через “Евраз”. Швидлер утверждает, что Millhouse также интересует покупка активов в цветной металлургии, лицензий на разработку месторождений золота, платины и никеля. Millhouse должна располагать около $10 млрд свободных средств, ведь из $13 млрд, полученных от продажи “Сибнефти”, в покупку “Евраза” вложены только $3 млрд. Швидлер утверждает, что все деньги от продажи “Сибнефти” вложены в проекты в России и за рубежом и таким образом “работают”.
Владимир Катунин считает, что “Евраз” и “Северсталь” могут предпринять еще одну попытку договориться, но более реалистичной он считает сделку с активами Алишера Усманова и его партнеров ( “Металлоинвест” и “Газметалл”). Представитель основного владельца Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина передал “Ведомостям”, что не ведет переговоров с “Евразом”, то же сообщил представитель Магнитки. В “Северстали” отказались от комментариев."