Игорь Левитин предлагает российскому правительству удешевить новые иностранные самолеты
"Минтранс выполнил поручение премьера Михаила Фрадкова, данное в минувший четверг, и направил в правительство предложения по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации. Для решения этой задачи ведомство предлагает осуществить несколько дорогостоящих и политически чувствительных мер, которые дебатируются в отрасли как минимум в течение последних двух-трех лет. Самое решительное из предложений министерства заключается в отмене пошлин на временный ввоз в страну иностранных воздушных судов. Подразумевается (хотя прямо в документе этого и не сказано), что тогда нашим компаниям станет по карману лизинг новых импортных самолетов, а не только подержанных, как сейчас.
Запретительные пошлины на авиатехнику (сейчас в сумме с НДС они достигают 38% от таможенной стоимости самолета или вертолета) были введены в начале 90-х годов ради защиты отечественного авиапрома. Примерно тогда же начались выступления эксплуатантов воздушных судов (авиакомпаний), требующих эти пошлины отменить. При этом компании ссылаются на то, что для наилучшего удовлетворения запросов пассажиров перевозчикам необходимо иметь возможность приобретать любые самолеты, пусть даже и иностранные, на равных условиях. А авиастроители требуют для себя протекционистских мер, указывая на стратегическое и оборонное значение отрасли.
В опубликованных вчера предложениях Минтранса сказано, пошлины на самолеты-«иномарки» надо ликвидировать «в связи с отсутствием у отечественной авиационной промышленности возможности произвести и поставить в эксплуатацию в течение ближайших восьми--десяти лет необходимое количество воздушных судов». Несомненно, лоббисты авиапрома не согласятся с этим тезисом, так что новые дискуссии про пошлины еще впереди.
Другую из предложенных Минтрансом мер в отрасли обсуждают где-то с 2004 года, когда начавшийся мировой рост цен на топливо (в том числе и авиационное) стал измеряться не в процентах, как раньше, а в разах. Минтранс рекомендует правительству «разработать и внедрить порядок компенсации российским перевозчикам роста цен на авиационное топливо и ГСМ при эксплуатации судов отечественного производства на внутренних воздушных линиях». Ключевым элементом такой разработки неизбежно должен стать поиск источника компенсаций. До сих пор эти поиски успехом не увенчались.
Остальные идеи Минтранса более или менее сводятся к тому, что существующие в отрасли нормы и требования надо честно исполнять, а денег и усилий на ее техническое оснащение не жалеть. В частности, ведомство предлагает оснастить аэропорты техническими средствами досмотра пассажиров и багажа, а также охранными системами, развернуть на территории страны сеть центров послепродажного обслуживания авиационной техники, создать систему современных учебных центров по первоначальной подготовке летного состава, а также центр дальнейшей подготовки и переподготовки пилотов, закупить для этих летных школ 90 учебных самолетов.
Концептуальные возражений против этих пожелания выдвинуть практически невозможно. Практические трудности скорее могут возникнуть на стадии их финансирования.
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к министру транспорта Игорю Левитину и гендиректору авиакомпании "Сибирь" Владиславу Филеву по поводу принятия авиакомпанией дополнительных мер по обеспечению безопасности полетов, сообщили Интерфаксу в администрации области. В письме отмечается, что на воздушные линии компании «взамен старых Ту-154 внедряются самолеты зарубежного производства со значительным сроком эксплуатации». А салоны бизнес-класса и бортовое питание «не отвечают взимаемой плате за поездку». В связи с этим г-н Тулеев просит министра транспорта дать поручение по выполнению комплексной проверки уровня услуг, оказываемых авиакомпанией "Сибирь". В письме г-ну Филеву губернатор призывает авиакомпанию принять незамедлительные меры по обеспечению безопасности полетов и повышению качества услуг. "При непринятии кардинальных мер мы будем вынуждены осуществить замену перевозчика", -- говорится в письме губернатора. В свою очередь в авиакомпании "Сибирь" заявили, что претензии губернатора к состоянию парка не имеют веских оснований. «На этом направлении сейчас работают самолеты А319, выпущенные в 1999--2000 годах", -- отметил пресс-секретарь компании Илья Новохатский. Кроме того, он напомнил, что в авиакомпании после трагедии в Иркутске была проведена проверка безопасности. «Министерство транспорта не выявило нарушений, которые могут привести к снижению уровня безопасности полетов, о чем был составлен соответствующий акт», -- подчеркнул г-н Новохатский."