"Во вторник информационные агентства распространили заявление директора Федеральной службы безопасности РФ Владимира Путина в связи с публикацией в прессе открытого письма Бориса Березовского. В письме, напомним, говорилось о подготовке в недавнем прошлом покушения на жизнь исполнительного секретаря СНГ и о причастности к этим планам сотрудников ФСБ.
Реакция шефа Лубянки оказалась неожиданно резкой. Владимир Путин, в частности, подчеркнул, что выбранная форма обращения к нему через прессу "известного своей приверженностью демократическим ценностям" Бориса Березовского в тот момент, когда Главная военная прокуратура ведет расследование, "выглядит как определенное давление на процесс следствия". По мнению Путина, в сочетании с призывом к "наведению порядка" в стране это "откровенно напоминает небезызвестные трагические страницы нашей истории". Принцип "революционной целесообразности" в России имел далеко идущие последствия, в том числе и для тех, кто пытался его реализовать на практике, отмечено в заявлении руководителя ФСБ.
Ранее Владимир Путин никогда не позволял себе высказываться в таком тоне в адрес "серого кардинала Кремля". Нынешняя резкость шефа ФСБ тем более удивительна, что лично его Березовский ни в чем не упрекал. Следовательно, Путиным руководило нечто более серьезное, чем оскорбленное чувство контрразведчика. Что подтверждает и информация из источников "ОГ", согласно которой по личному указанию Путина в подведомственном ему учреждении началось "обобщение материалов" на Бориса Березовского.
Подобное совпадение может означать только одно -против еще недавно всесильного политика-бизнесмена ведется скрытая и мощная кампаний по выдавливанию его из политики и, следовательно, из бизнеса (добавим сюда инициативу Госдумы по смещению Березовского с поста исполнительного секретаря СНГ).
Очевидно, что подобная кампания против фигуры, чья сила заключалась в близости к семье президента, тем более проводимая руками ФСБ, глава которой известен своей лояльностью президентскому окружению, не могла быть организована без санкции сверху. В глазах Кремля Борис Березовский, похоже, стал выглядеть слишком одиозной фигурой перессорился со всеми ведущими участниками политической игры, вызывает аллергию в новом правительстве, финансовые возможности уже не те...
Березовского перспектива опалы, естественно, не устраивает. Уже во вторник он, используя свои информационные возможности, дал понять, что готов биться с ФСБ до победы. Пока непонятно, является ли это жестом отчаяния, или Борис Абрамович не верит, что его судьба решена в самой высокой инстанции и сопротивление бессмысленно.
Возможно, это не конец истории. Тем не менее, по информации из нескольких источников "ОГ", кандидат в новые фавориты уже подобран. Это министр путей сообщения Николай Аксененко. По имеющимся данным, Николай Аксененко был представлен семье президента Борисом Немцовым. Сближение между ними произошло в начале лета этого года, когда бывший первый вице-премьер стал курировать естественные монополии. Косвенно эти сведения подтверждает и информация о том, что в списке правительства, представленного Примаковым Борису Ельцину, фамилии Аксененко не было ее лично вписал президент.
На первый взгляд, выбор Кремля вместо вездесущего Бориса Березовского аполитичный железнодорожник выглядит странно. На самом деле, здесь -железная логика. Николай Аксененко руководит третьей по величине (после "Газпрома" и РАО ЕЭС) естественной монополией, обороты МПС сравнимы с о оротами империи Вяхирева.
Аксененко получил известность в пору своего руководства РАО ВСМ компании-строителя скоростной железнодорожной магистрали Москва Санкт-Петербург. В прессе до сих пор продолжают появляться публикации по поводу огромных сумм, истраченных на этот проект. Сегодня бюджетное финансирование строительства заморожено, однако в северной столице на английский кредит в 200 миллионов долларов (часть кредита также заморожена, но уже удалось освоить, по различным оценкам, от 15 до 20 миллионов долларов) продолжают возводить небоскреб для офиса компании и новый вокзал.
Став кремлевским фаворитом, Аксененко получил бы неплохие шансы реанимировать свое детище. Однако ставки в этой игре могут быть гораздо крупнее. Контроль над железнодорожной монополией, в зависимости от которой находятся все региональные лидеры, монополией, в которой рост тарифов, снижение налогов на один-два процента приносят миллиарды рублей, если помножить его на политическое влияние, вполне могут сделать Аксененко фигурой, едва ли не равновеликой нынешнему премьер-министру. Возможно, в этом и кроется суть замысла кремлевских стратегов, чья приверженность системе политических противовесов давно уже стала хрестоматийной. "