А.Кругликов о коммерческой деятельности Н.Аксененко
"А полем для коммерческой деятельности Н. Аксененко, первого вице-премьера, скоро, возможно, станет вся Россия. Эта тема стала предметом интервью нашего корреспондента Дмитрия Павлова с депутатом Госдумы РФ Александром Кругликовым.
Корр.: Александр Леонидович, почему вдруг возникла необходимость вернуться к старой, полузабытой истории почти трехлетней давности? Тем более что она уже получала освещение на страницах как нашей газеты, так и других изданий?
А.К.: Во-первых, эту историю, по крайней мере я, не могу назвать полузабытой, потому что как депутат постоянно ей занимаюсь. Во-вторых, все то, что может повлиять на территориальную целостность России, а значит, и на ее национальную безопасность, необходимо освещать вновь и вновь. И, в-третьих, главный герой, Николай Аксененко, недавно перешел на качественно новый уровень - переместился из министерского кресла в вице-премьерское. Лично я ничего не имею против Аксененко, но если столь высокий пост занимает человек, замешанный как минимум в сомнительных мероприятиях, считаю необходимым обратить на это внимание людей. Как говорили древние римляне, "жена Цезаря должна быть вне подозрений..."
Корр.: Давайте тогда напомним читателям суть произошедшего.
А.К.: В июле 1996 года МПС заключило договор займа с Finance Trust Holding S.A. из Люксембурга на сумму в 500 млн. долларов под 20% годовых. Огромная сумма была взята в обход федерального бюджета, без согласования с кем бы то ни было. Удивительны также и условия сделки. 20% - чудовищная ставка, почти втрое превышающая общепринятую. Во-вторых, это обеспечение займа векселями МПС на сумму в 600 млн. долларов, которые, по условиям договора, могут быть переданы третьим лицам. В-третьих, срок возвращения кредита определяется заимодавцем. Опасность такой сделки очевидна. Если МПС будет не в состоянии расплатиться по кредиту, его долг автоматически ляжет на госдолг России. Кроме того, векселя могут быть предъявлены к оплате теми самыми третьими лицами, к которым они могут перейти.
Если помните, нечто подобное уже случилось с векселями Сберегательного банка. Здесь последствия могут оказаться куда более серьезными. Общий долг, даже без учета процентов, составляет 1 млрд. 100 млн. долларов. Затребованные одновременно, они вызовут очередной обвал в экономике. Тем более что правительство физически будет не в состоянии такой долг отдать. Скорее всего, кредиторы "милостиво согласятся" взять активы МПС в счет погашения долга, и сделать с ними они смогут все что угодно. Другой вариант: Россия с каждым годом все увеличивает и увеличивает государственный долг за счет процентов. Считаю, что и то, и другое представляет опасность для страны.
Кстати, несмотря на бодрые заявления Аксененко о том, что долг успешно гасится, появились некоторые признаки "поисков и метаний" - кредиты в российских банках. МПС занимает у одних, отдает кредитом, взятым у других. В водоворот вовлечено около десятка банков.
Корр.: Расскажите, пожалуйста, что вам известно о главном действующем лице этой истории.
А.К.: Николай Аксененко, безусловно, одна из самых ярких фигур, появившихся на вершине исполнительной власти за последнее время. За двадцать лет сделал головокружительную карьеру - от дежурного по станции на захолустной Восточно-Сибирской дороге до первого вице-премьера. В 1991 году стал главным экономистом Октябрьской железной дороги и одновременно заместителем начальника. В апреле 1997 года по предложению Немцова и Чубайса был назначен министром.
Подчиненные отмечают, что он человек предельно жесткий, делец по характеру. К людям относится как к "расходному материалу" и поддерживает с ними отношения по мере необходимости. Например, Аксененко много лет работал под руководством Анатолия Зайцева. Но стоило им поменяться местами, как Зайцева (кстати, жесткого противника взятия вышеупомянутого кредита. - Прим. ред.) попросили уйти по собственному желанию. Попросили так активно, что он две недели не мог оправиться от последствий тяжелого сердечного приступа. Или взять выдвинувшую его "группу товарищей" - Немцов сгинул в небытие, а Аксененко даже пальцем не пошевелил для его возвращения. С Чубайсом же, руководителем РАО ЕЭС (главным поставщиком МПС), отношения куда более теплые... Может быть, именно благодаря этому Аксененко "непотопляем" уже в четвертом составе правительства, более того, делает быструю и успешную карьеру.
О масштабах его влияния можно только догадываться. Еще когда он был министром, на мои запросы в Генеральную прокуратуру аккуратно приходили отписки типа: "В связи с большой загруженностью... рассмотрение вашего запроса... отложено". А в аппарате правительства, тогда еще черномырдинского, мне прямо сказали: "Александр Леонидович, поймите нас правильно, но ответа на ваш запрос вы не получите..." Удалось, правда, добиться невразумительного письма Минфина за подписью Задорнова, в котором говорилось, что брать кредиты было все-таки нельзя. Но у Николая Емельяновича (Аксененко. - Прим. ред.), похоже, свое мнение на этот счет.
Объективности ради стоит отметить: Аксененко - прекрасный руководитель. Он стал министром в очень непростое время, когда правительство решило остановить безудержный рост тарифов, вызываемый во многом кризисом неплатежей. Действительно, тогда большинство клиентов расплачивалось бартером. Поставленную задачу он выполнил, кроме того, ему удалось добиться значительного повышения доходности. Только за счет привязки тарифов на экспортные перевозки к курсу доллара удалось за полгода заработать, по оценке экспертов аппарата Совета Федерации, более 1 миллиарда (!) долларов.
Удалось значительно сократить расходы МПС за счет разделения дотаций на пригородные перевозки с бюджетами субъектов Федерации (раньше дотации выплачивались только из кармана МПС), добиться согласования тарифной политики с РАО ЕЭС, руководимым, как уже отмечалось, небезызвестным А. Чубайсом. В обмен на удержание тарифов после 17 августа он добился сохранения прежних цен на нефть, приобретаемую у крупнейших компаний (ЛУКойл, "Сибнефть", "Башнефть").
Еще одно положительное достижение Аксененко - за свое недолгое в общем-то (меньше двух лет. - Прим. ред.) нахождение на посту министра ему удалось организовать производство подвижного состава на территории России... Я был бы двумя руками за такого вице-премьера и даже премьера, если бы не, мягко говоря, неоднозначная коммерческая деятельность.
Корр.: Злополучный кредит, наверное, не единственное "белое пятно" в деятельности нынешнего вице-премьера?
А.К.: Действительно, к концу 1997 года под крылом МПС функционировали 833 весьма сомнительные, созданные на базе государственных основных средств коммерческие структуры. Строгая отчетность в министерстве по ним якобы не велась, прибыль их являлась коммерческой тайной.
Особо среди них выделялись ЗАО ПФГ "Евросиб", возглавляемая племянником министра Сергеем Аксененко, и зарегистрированная в Швейцарии фирма Eastern Fertiliger Trading, чьим представителем в России является сын Николая Емельяновича.
Фирмы эти специализируются на перевозке грузов и имеют значительные скидки от МПС. Это позволяет им отбивать клиентов у других перевозчиков, которые таких льгот не имеют. Самое интересное, что на фоне общей борьбы с неплатежами (займами и бартером), объявленной Аксененко, эти фирмы отчисляют МПС всего 0,2-4% от выручки реальными деньгами. Остальное - даже не товары по бартеру, а векселя и другие денежные суррогаты. Несложно догадаться, куда уходят остальные деньги, заработанные фирмой "Аксененко, сын и племянник".
В других случаях деньги делаются буквально из воздуха. Как, например, Балтийской строительной компанией, которую возглавляет назначенец Аксененко, человек с красивой фамилией Найвольт. Компания была создана в 1994 году, а в 1997 году заключила с МПС договор о реконструкции главного хода железнодорожного пути Санкт-Петербург - Москва. Объем финансирования в 1997 году составил 900 млрд. рублей, в 1998 г. -
1 триллион неденоминированных рублей. Договор подписали непосредственно в министерстве, а не в управлении Октябрьской железной дороги, что само по себе странно. Но БСК (Балтийская строительная компания) - лишь посредник, который только снимает навар с работы строителей и ремонтников. Таким образом был создан механизм дублирования и замены государственных органов управления федеральным имуществом. БСК, не располагая производственной базой, получила прибыль в 25 млрд. рублей. В то время как в 1997 г. государственная структура - Служба капитального строительства Октябрьской железной дороги - получает из бюджета только 3% выделенных средств, контора г-на Найвольта - 60%. Есть и еще масса эпизодов, например с фирмой "Трансрейл".
Корр.: Что вы ожидаете от Аксененко на посту первого заместителя председателя правительства?
А.К.: Знаете, прогнозировать сейчас очень сложно. Вероятно, будут даже какие-то положительные сдвиги. Но с уверенностью можно сказать, что поле его коммерческой деятельности расширится с МПС до всей России. "