Председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник вчера озвучил весьма неблагоприятный прогноз. По его расчетам, бензиновые цены в России в ближайшее время могут подскочить до 20-22 рублей за литр. Специалисты согласны с мнением Шафраника, более того, предупреждают, что рост начнется в ближайшие дни.
"Аналитики полагают, что розничные цены на бензин в России пойдут вверх уже на следующей неделе. У разных экспертов разные прогнозы, однако все они сходятся в том, что стоимость литра бензина марки Аи-92 превысит 20 рублей, что в конечном итоге может вылиться в очередной сезонный кризис.
В частности, такое мнение вчера высказал председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. По его словам, бензиновые цены в России могут подскочить до 20-22 рублей за литр. «Если в течение полугода цена на нефть продержится на уровне 75 долларов за баррель, то мировая экономика и экономика России могут исчерпать свои адаптационные ресурсы и может случиться кризис», - сказал он, выступая на пресс-конференции в Москве.
Свою уверенность в том, что начала роста розничных цен стоит ожидать уже на следующей неделе, «Газете» высказал и один из главных экспертов бензинового рынка России вице-президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, начиная с середины июля в России наблюдается активный рост оптовых цен на нефтепродукты. "Из этого можно заключить, что розничные цены тронутся вверх уже на следующей неделе: обычно задержка между изменением оптовых и розничных цен составляет около трех недель. Кроме того, дальше уже начинаются августовские поставки и новые цены", - пояснил Аркуша.
Как известно, бензин является своего рода эталоном, по росту цен на который можно судить о том, насколько сильно будут дорожать все другие потребительские товары. Разумеется, правительство не может не понимать этого и при помощи различных административных методов стремится к торможению роста бензиновых цен. Это необходимо чиновникам в первую очередь для того, чтобы если и не удержаться в запланированном инфляционном коридоре, то хотя бы превысить его на минимальную величину.
Излюбленный метод госрегулирования бензиновых цен - манипуляции с импортными и экспортными пошлинами. Напомним, что буквально позавчера Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифному регулированию России приняла решение рекомендовать правительству отменить импортную пошлину на автомобильный бензин. Как было заявлено в МЭРТе, речь идет об отмене пятипроцентной пошлины на ввоз бензина Аи-92 и Аи-95. Главной целью этого решения является создание равных условий для отечественных и зарубежных производителей топлива и сдерживание роста цен на рынке.
Впрочем, эксперты склоняются к мнению, что импортные пошлины мало влияют на бензиновые цены. По логике вещей, действительно, большее значение имеют экспортные пошлины, позволяющие искусственно регулировать объем нефтепродуктов, остающихся в стране. 1 августа в России была установлена новая экспортная пошлина на нефть. Она превысила предыдущую (действовавшую с 1 июня 2006 года) более чем на 16 долларов и составила 216,4 долларов за тонну. Повысилась и ставка экспортной пошлины на нефтепродукты - со 146,9 до 158,1 долларов за тонну.
Необходимость этой меры ранее пояснял министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, коррекция экспортных пошлин необходима как для удержания инфляции, так и для сдерживания роста цен на внутреннем рынке - за счет высокой пошлины государство пытается снизить экспорт продукции у нефтяных компаний и избежать дефицита топлива в стране.
Примечательно, что к данной мере государство прибегает накануне каждого вполне предсказуемого скачка цен на бензин, и практически каждый раз его не удается избежать. «Дело в том, что исключительно изменением экспортной пошлины на бензиновое ценообразование влиять крайне сложно. Россия - страна с открытой экономикой, и она слишком подвержена внешним факторам. Кроме того, экспортную пошлину невозможно повышать до бесконечности: нефтяным компаниям станет просто незачем работать. Возможно, конечно, использовать ее в комплексе с другими способами - замораживанием цен, например, как это делалось в прошлом году. Однако и это решение носит чисто временный характер», - заявил «Газете» эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Игорь Беляков.
Судя по всему, предстоящая осень мало чем будет отличаться от предыдущей - цены на нефть растут примерно теми же темпами, что и в прошлом августе: впереди в США сезон ураганов, которые непременно спровоцируют новые абсолютные рекорды по фьючерсам на нефть. А это означает только одно - Россию ожидает новое серьезное подорожание бензина, которое повлечет за собой рост цен на все другие продукты. И как это ни прискорбно, будучи нефтедобывающей страной, Россия имеет гораздо более плачевные шансы на то, чтобы справиться с нахлынувшей инфляцией, нежели покупающие нефть Америка и Европа.
«В странах Европы и в США есть отлаженный механизм по сдерживанию инфляции - это механизм перекладывания этой тяжести на производителей, - говорит эксперт ЭЭГ Игорь Беляков. - В условиях жесткой конкурентной борьбы и в условиях сильных профсоюзов компании не могут просто так повышать цены на свою продукцию. Это сильный сдерживающий фактор. У нас такой механизм не работает, так что нам придется тяжелее»."