"Назначение Николая Аксененко на должность первого вице-премьера стало неожиданностью. Мало известный широкой публике министр путей сообщения тут же попал в центр внимания. И сразу же по газетам поползли слухи о его странных связях с компанией "TRANSRAIL".
Отдел экономики
Пришло время заступиться за первого вице-премьера России. Что в самом деле происходит? Целый ряд изданий обвинил г-на Аксененко в том, что его сын якобы работает в связанной с МПС швейцарской компании "ТRANSRAIL". Но в чем криминал? Разве сын вице-премьера не обладает всеми правами гражданина России, согласно которым он свободен в выборе своей профессиональной деятельности? Не говорим уж о том, что ни один обвинитель точно не указал компании, на благо которой трудится Аксененко-младший.
Для справки: так называемой группы компании "ТRANSRAIL" как юридического лица в принципе не существует. А что существует? Ответ на этот вопрос, как выясняется, значительно более важен для оценки деловых качеств первого вице-премьера, чем полумифическая карьера его сына.
Итак, как мы уже указывали, собственно, "группы компании "ТRANSRAIL" нет в природе. Есть не один десяток фирм в ряде стран (Швейцарии, Германии, Лихтенштейне, на Каймановых островах и т.д.), каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Это принципиально важная деталь. Во всяком случае, для того, чтобы по достоинству оценить экономическую деятельность МПС под руководством и при участии Николая Аксененко.
Но - по порядку.
Неопознанное юридическое лицо
Одна из наиболее тесно связанных с Россией фирм группы "ТRANSRAIL" - "TRANSRAIL HOLDING AG" (кстати, эта компания не входит даже в тройку наиболее крупных фирм группы).
Ее краткая история такова. Первоначальное название фирмы "ТRANSRAIL AG". В 1996 году она была реорганизована и получила новое название. Регистрационный номер при этом сохранился прежний. Президентом фирмы стал Вернер Альберт, вице-президентом - Николай Макурин.
Как удалось выяснить "МН", после реорганизации появилась и новая компания под старым названием "ТRANSRAIL AG" (но с другим регистрационным номером). У нее сменился юридический адрес, а также состав руководителей. 198 из 200 ее акций принадлежит компании "ТRANSRAIL HOLDING AG" и две акции - частным лицам.
Любопытны подробности. В "старом" "ТRANSRAIL AG" 100 акций прямо принадлежали российской стороне в лице "Желдорэкспорта". В "новом" российских совладельцев не наблюдается. В официальных документах кантональных властей (Сент- Галлен, Швейцария) есть письмо на бланке МПС, которое санкционирует описанную выше реорганизацию (имеется в распоряжении "МН"). Однако юридическое качество этого документа весьма сомнительно: в письме не указана ни дата, ни исходящий номер. Дальше больше. Швейцарские власти не обнаруживают следов официальной деятельности "нового" "ТRANSRAIL AG". К тому же указанный в договорах телефон принадлежит не ей, а совсем другой немецкой компании. Особое внимание следует обратить на то, что печать с наименованием "ТRANSRAIL AG" ставится на договорах с теми российскими партнерами, кто пользуется железнодорожными услугами. Однако проверить, какой, собственно, фирме принадлежит печать - новой или старой, - не сообразил никто. Печать же весьма странная - на ней вообще не указан регистрационный номер компании.
О договорах стоит сказать особо.
Во всех договорах с российскими партнерами, включая МПС, швейцарская сторона, как стало известно "МН", использует термины "группа компаний "ТRANSRAIL" в лице компании "ТRANSRAIL AG". Но что такое "группа компаний"? И какая "ТRANSRAIL AG" имеется в виду? Юридический адрес, указанный в документах, принадлежит старой компании, которой уже не существует. Таким образом, ни "ТRANSRAIL AG", ни тем более другие фирмы из числа "группы компаний" никакой юридической ответственности за заключенные в России договора не несут. А кто несет? Об этом, видимо, и стоит спросить первого вице-премьера.
Финансовые риски, вызванные "квалифицированной" внешнеэкономической деятельностью МПС и его недавнего руководителя, выстраиваются в длинный список.
Кто и чем рискует
Пусть читатель наберется терпения и постарается вникнуть в достаточно сложные юридические тонкости этого финансового детектива. Дело того стоит. Ведь МПС рисковал не личными сбережениями г-на Аксененко. Итак, о "тонкостях".
Не зарегистрированная ни в одной стране мира в качестве самостоятельного юридического лица "группа компаний "ТRANSRAIL" является официальным перевозчиком МПС или, как выражаются специалисты, фрахтовым агентом МПС. Тем самым министерство предоставило права любым как существовавшим ранее, так и вновь создаваемым компаниям группы "ТRANSRAIL" заключать любые договора и контракты с российскими партнерами. При этом большинство этих самых партнеров даже не догадывается, что в случае споров судебные иски в суды зарубежных стран не будут приняты - реального ответчика просто нет в природе.
Более того, "группа компаний" "ТRANSRAIL" широко передает права перевозчика МПС своим дочерним предприятиям на территории России. При этом невозможно определить, какой именно компании системы "ТRANSRAIL" эти дочерние структуры принадлежат. Так, совместное российско-швейцарское предприятие ЗАО "ТрансрейлУрал" является, по документам, "генеральным агентом компании "ТRANSRAIL AG" (юридический адрес: Ньюмаркет 1, СН-9001, Ст.Галлен, Швейцария). Но о какой "ТRANSRAIL AG" речь? Регистрационный номер компании не указан.
Составленных по той же схеме договоров достаточно много. Та же мифическая группа "ТRANSRAIL" в лице "ТRANSRAIL AG" (юридический адрес: Ньюмаркет 1, ...) массово заключает соглашения на перевозки грузов по российским железным дорогам, включая внутренние перевозки. Тут риск потерь для российских фирм также чрезвычаен. Договора заключаются с несуществующим юридическим лицом, а кроме того, на них стоит печать неопределенного юридического лица. А если зарубежный партнер заявит, что эта печать принадлежит несуществующей ныне компании, не расположенной по указанному адресу, что тогда? Кто и как отстоит в суде интересы российских партнеров?
Надо заметить, что в ряде компаний, связанных с интересующей нас группой и зарегистрированных в Швейцарии, работают русские менеджеры. Помимо упоминавшегося Николая Макурина (вице-президента "TRANSRAIL HOLDING AG", "TRANSRAIL AG", "TRANSRAIL Gmb"), есть и другие россияне, например, Владимир и Геннадий Ивановы, Аркадий Разин и даже бывший заместитель министра путей сообщения Анатолий Мартынчук. Что, ни один из них не видит странностей в оформлении документов или по наивности не придает им значения?
Собственник с странностями
Еще один интересный вопрос: а принадлежит ли какая-то доля акций в компаниях группы "ТRANSRAIL" самому МПС?
Да, утверждают в МПС России. В министерстве, как удалось выяснить "МН", имеются материалы, показывающие, что с марта 1996 года 125 акций компании "ТRANSRAIL HOLDING AG" принадлежат МПС (при этом на обратной стороне сертификатов акций собственником обозначено не МПС, а самостоятельное предприятие его системы "Желдортранс"), а еще 125 - пулу из 19 железнодорожных дирекций. И снова странность: ни "Желдортранс", ни упомянутый пул никогда не существовали в России как юридические лица. А значит, правовой вес этих документов как минимум сомнителен. Впрочем, это не последняя странность.
Простая арифметическая задачка, с которой легко справится любой читатель. Дано: компания "ТRANSRAIL HOLDING AG" - это 500 акций. 249 из них принадлежат компании "ТRANSASIA НOLDING AG", 51 - компании "Militzer&Munch AG", еще некое количество акций на сумму 50 тысяч немецких марок - компании "ТRANSRAIL Gmb". Все эти данные подтверждены письмом швейцарского банка, которому можно абсолютно доверять. Вопрос: как при таком раскладе еще 250 акций оказались у российских партнеров? Акций-то 500, а никак не 560!
Между тем в сентябре 1998 года пул из трех компаний - "ТRANSRAIL", зарегистрированная в Швейцарии (видимо "ТRANSRAIL HOLDING AG"), "Сибирский алюминий" и "Московит" - стал владельцем 40 процентов крупнейшей угольной компании России "Кузбассразрезуголь" в Кемеровской области. Затем эта тройка приобрела еще 26 процентов акций. А остаток госпакета величиной 15,2 процента акций уже в этом году переданы в доверительное управление на три года инвестиционной компании "Мир-инвест", которая контролируется группой "ТRANSRAIL". Не потому ли первая командировка г-на Аксененко в новой должности привела его именно в Кузбасс?
Кому реально принадлежит компания, оказавшаяся совладельцем крупной российской собственности?
Интересно, кто-нибудь из российских высоких чиновников, кроме Аксененко, знает, кому реально принадлежит "ТRANSRAIL HOLDING AG", которая оказывается совладельцем крупной российской собственности? И почему именно эта "группа компаний" пользовалась таким доверием бывшего министра путей сообщения?
А то, что таким доверием "группа" пользовалась, не вызывает сомнений. Чем иначе объяснить то, что только на Свердловской дороге за счет протекционизма со стороны МПС доля перевозок, выполняемых дочерними компаниями "ТRANSRAIL", выросла до 65 проц., а доля российских государственных перевозчиков упала до 2 - 3 процентов. Известно, что именно инофирмам были предоставлены скидки с утвержденных тарифов, в ряде случаев по прямому указанию министра, которое содержалось в телеграммах, подписанных лично г-ном Аксененко.
Сам себя не похвалишь
На днях в российской печати появилась рекламная статья, воспевающая "ТRANSRAIL". Из всех приведенных в ней фактов бесспорным, пожалуй, является лишь один. Россия действительно занимает одну шестую часть суши. Все остальное вызывает вопросы. Только один пример. Цитируем.
"Компания "ТRANSRAIL" была одним из тех предприятий, что создавались для привлечения зарубежных средств на российские железные дороги. Пакет акций был поровну разделен между МПС СССР и западным партнером".
Но документы рисуют иную картину. В момент создания компании никакого участия МПС СССР, как и вообще советских партнеров, не обнаруживается. Российский участник появляется лишь в 1992 году в лице "Желдорэкспорта".
Особенно трогают эпитеты, которыми реклама награждает "ТRANSRAIL". Надежный партнер, фирма, вызывающая доверие, холдинг, переросший свое первоначальное предназначение, и, наконец, компания, за которой будущее.
Впрочем, автор рекламной статьи не указывает, какое именно будущее ждет компанию и о какой, собственно, "ТRANSRAIL" речь. Так что и тут - загадка.
Что же скрывается за этими загадками? Это знают только бывшие министры МПС, и последний среди бывших - Николай Аксененко.
Пока же остается только гадать, почему интересы российской стороны оказались незащищенными. Что тут - отсутствие профессионализма или, напротив, высокое мастерство уводить деньги из скудного российского бюджета куда-нибудь на Каймановы острова? Вопрос этот пока остается открытым.
Досье "МН" Какой фирме принадлежит печать ? Отсутствие регистрационного номера не позволяет ответить на этот вопрос. "