"Пиарщик, который помогал организовать нынешний "имиджевый" визит главы "Газпром-Медиа" Альфреда Коха в Соединенные Штаты, надеется получить подряд от министра печати Михаила Лесина на улучшение образа России в глазах американцев.
Идею поехать в Штаты следом за вице-президентом "Медиа-Моста" Игорем Малашенко и объяснить американцам, что "свобода слова" и "Владимир Гусинский" - не синонимы, Коху подсказала Елена Теплицкая, доцент бизнес-школы Kellogg и председатель Американо-российской торговой палаты. Именно ей принадлежала идея встретиться с редакциями наиболее влиятельных СМИ - The New York Times и The Washington Post, повидаться с представителями Госдепартамента, Совета национальной безопасности, Комитета по защите журналистов и организации The World Press Freedom Forum. Все эти организации до Коха посетил Малашенко, убеждавший собеседников, что свобода слова в России в опасности и угрожает ей Кремль, проводящий свою политику руками "Газпрома".
Однако собственно организацией встреч занималась не Теплицкая, а PR-агентство Rainmaker Interactive. Возглавляет его Майкл Капуто - человек, который основал эту фирму, по его собственным словам, "с тайной надеждой когда-нибудь помочь России".
В 1992 г. Капуто был директором по связям с прессой в предвыборной кампании Джорджа Буша-старшего, которую тот с треском проиграл. Но опыт пригодился американскому консультанту в Москве, где в 1994-1995 гг. Капуто был советником председателя Центризбиркома Николая Рябова, а также его заместителя Александра Иванченко. Его сферой ответственности были связи с международной общественностью и работа с молодыми избирателями. Впоследствии, заявил Капуто в интервью "Ведомостям", он даже приложил руку к разработке концепции "Голосуй, или проиграешь" - помог адаптировать к российским условиям опыт непартийной кампании Rock the World, проводившейся в США в начале 1990-х гг. телеканалом MTV.
Насколько полезными оказались советы Капуто при подготовке перевыборов Бориса Ельцина, сейчас оценить трудно. Например, экс-телохранитель первого президента России Александр Коржаков упоминал в своих мемуарах, что какие-то американские консультанты помогали вести кампанию, но отзывался об их деятельности презрительно. Так или иначе, по возвращении в Штаты Капуто основал компанию Rainmaker Interactive, ныне достаточно хорошо известную в вашингтонских кругах.
Rainmaker - небольшое PR-агентство широкого профиля. Компания создает web-сайты, дает технологические консультации, создает и отслеживает проведение рекламных кампаний, создает бизнес-планы. "Наша концепция в том, что реклама, связи с общественностью, связи с правительством должны сосуществовать как единое целое", - говорит председатель совета директоров компании Рендалл Копперсмит в интервью газете Washington Times. По словам Копперсмита, компания работает с клиентами, готовыми платить от $50 000 до $1 млн за контракт. Клиентом Rainmaker было, например, Национальное географическое общество, для которого компания создала программу "омоложения" имиджа. Rainmaker работала и с крупными корпоративными клиентами, такими как AOL и Starbucks.
Известных российских клиентов у Rainmaker до сих пор не было. Но Кох с его неоднозначной репутацией и связями в Кремле и Минпечати - это просто находка для президента PR-фирмы Капуто. Ведь хороший знакомый Коха, министр Михаил Лесин, недавно заявил, что "не будет жалеть денег " на рекламную кампанию России за рубежом, особенно в Соединенных Штатах.
"Мы совершенно точно будем участвовать в тендере, если таковой состоится, - сказал Капуто в интервью "Ведомостям". - Но пока мы не знаем, каковы в точности намерения министра Лесина. Пока к нам никто не обращался с конкретными предложениями".
Если предложения поступят, Капуто знает, о чем будет говорить заказчику. Специалисты агентства уже работают над предварительной концепцией кампании.
Очевидная трудность "продвижения" России в том, что проблема очень запущена, говорит Капуто. Американцы, во-первых, убеждены, что эта страна - скопище бандитов, а во-вторых, все вообще очень устали от российских новостей.
"Я бы не стал выступать за проведение какой-нибудь мощной дорогостоящей кампании, - говорит американский пиарщик. - Работая на такой заказ, нужно всегда помнить о бабушках в России, которые с трудом пытаются свести концы с концами". Главные условия успеха - прицельно точный выбор аудитории, четко установленные и достижимые цели, очень скупое использование средств и много времени, продолжает президент Rainmaker Interactive.
Правда, бывшему советнику Рябова едва ли стоит всерьез рассчитывать на российский правительственный контракт. Ведь наши чиновники - патриоты.
"Было бы странно пропагандировать родную страну за рубежом чужими силами. Это бы выглядело так, что у нас пиарщики полные идиоты, - сказал "Ведомостям" высокопоставленный правительственный чиновник. - Наши компании работают с меньшими бюджетами, чем американские, и с большими результатами".
К тому же представители российской власти не очень довольны результатами поездки Коха. "Что-то не видно, чтобы широкие слои американской общественности прониклись идеями Альфреда Рейнгольдовича", - иронизирует собеседник "Ведомостей".
Действительно, ни американские официальные лица, ни влиятельные газеты в последнее время не выступали с поддержкой позиции "Газпрома" в споре с "Мостом".
"