Экс-сотрудника ЮКОСа Алексея Пичугина «пожалели» на 24 года
"Обвинявшийся в совершении целой серии покушений и убийств бывший сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин получил второй срок. Вчера Мосгорсуд признал начальника отдела экономической безопасности нефтяной компании виновным в организации этих преступлений и приговорил к 21 году лишения свободы. А по совокупности с вынесенным в марте прошлого года приговором суда по аналогичным делам, когда его осудили на 20 лет, ему определили наказание в 24 года строгого режима.
Учитывая, что Генпрокуратура требовала упрятать бывшего сотрудника ЮКОСа за решетку пожизненно, можно сказать, что Алексей Пичугин получил некоторое снисхождение, хотя такой срок в условиях российской тюремной действительности пережить крайне сложно. Еще пять человек, оказавшихся на скамье подсудимых вместе с г-ном Пичугиным, которых Генпрокуратура определила как исполнителей задуманных беглым олигархом Леонидом Невзлиным и организованных Пичугиным злодеяний, также были признаны судом виновными и получили сроки от 7,5 до 19 лет лишения свободы.
На оглашение приговора Алексею Пичугину и его подельникам вчера собралась толпа родственников и друзей подсудимых, а также журналистов. Судья Владимир Усов вещал в гробовой тишине, его слушали затаив дыхание, с трудом улавливая тихую судейскую речь. В зале стояла нестерпимая духота, и уже к концу первого часа оглашения приговора родственники подсудимых стали жадно пить воду и глотать валидол.
Алексей Пичугин к тому времени, казалось, уже совсем потерял интерес к происходящему. Улыбавшийся в начале речи судьи, час спустя он уже со скучающим видом рассматривал лампы на потолке. Еще через некоторое время единственным, кто еще прислушивался к приговору, был адвокат Пичугина Георгий Каганер, причем для этого ему пришлось почти вплотную приблизиться к судье.
Один эпизод стал пусть и маленькой, но все же победой адвокатов Пичугина. Прокуратура обвиняла экс-сотрудника службы безопасности ЮКОСа в организации в июне 1998 года убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова и его охранника. Петухов требовал от ЮКОСа выплаты налогов в местный бюджет, и его расстрел, по версии прокуратуры, стал местью за излишнее служебное рвение. Защита же настаивала на том, что исполнители Евгений Решетников и Геннадий Цигельник просто переусердствовали. Согласно их же показаниям, им было поручено просто проучить Петухова -- убийство в планы заказчика не входило. Суд учел показания этих двоих только частично, и в итоге в приговоре с Пичугина было снято обвинение в организации убийства охранника Петухова, а смерть мэра суд оставил на его совести.
Все остальные эпизоды преступной деятельности Пичугина по сравнению с обвинительным заключением в приговоре практически не претерпели изменений -- суд просто уточнил квалификацию, по сути не повлиявшую на тяжесть наказания.
Таким образом, за Пичугиным и пятью его подельниками -- Владимиром Шапиро, Геннадием Цигельником, Михаилом Овсянниковым, Евгением Решетниковым и Владиславом Левиным -- кроме убийства Петухова числятся еще четыре преступления. Так, они были признаны виновными в убийстве владельца магазина «Чай» Валентины Корнеевой, которую расстрелял в упор у дверей ее собственной квартиры бывший милиционер Владимир Шапиро. Корнеева, как установил суд, поплатилась за то, что не хотела уступать банку «Менатеп» помещение своего магазина. Виновны они и в нападении на сотрудника ЗАО «Роспром» Владимира Колесова, избитого Решетниковым и Цигельником осенью того же 1998 года по заказу одного из акционеров «Менатепа» -- Леонида Невзлина.
Числятся за подсудимыми и два неудавшихся покушения на управляющего австрийской компанией «Ист Петролеум Хандельсгез м.б.Х.» Николая Рыбина. В 1998 году г-н Рыбин предъявил несколько исков о взыскании ущерба, причиненного его фирме деятельностью ЮКОСа, и потребовал от нефтяной компании возмещения почти 100 млн долл. Вслед за этим 24 ноября того же года Рыбина обстреляли из автомата. Но киллер Решетников промахнулся, и бизнесмену удалось уцелеть. А в марте 1999 года в Подмосковье машину г-на Рыбина расстреляли из гранатометов, в результате чего погиб его водитель-охранник. Рыбина в авто не оказалось по чистой случайности -- он заехал поздравить племянника, и машина в его загородный дом шла пустой.
Во всех перечисленных выше эпизодах Пичугин выступал как «организатор убийств по найму».
Согласившись с доводами прокуратуры и посчитав доказанными предъявленные обвинения, суд приговорил Алексея Пичугина, так и не признавшего свою вину, к 21 году колонии строгого режима. А с учетом приговора, вынесенного ему в марте 2005 года, ему придется провести в колонии 24 года. Приговаривать Пичугина к пожизненному заключению, как этого требовала прокуратура, суд не стал, приняв во внимание хорошие характеристики с его места работы и то, что он имеет на иждивении маленьких детей.
Владимир Шапиро получил 19 лет, Михаил Овсянников -- 10, а Геннадий Цигельник и Евгений Решетников, на показаниях которых и было построено все следствие, -- по 18 лет. Меньше всех получил Владислав Левин -- ему дали "всего" семь с половиной.
«Предварительно обвинение приговором удовлетворено, но окончательное решение будет принято в кассационный срок -- десять дней, -- заявил после оглашения приговора гособвинитель Генпрокуратуры Камиль Кашаев. -- Срок наказания Пичугину -- 24 года -- является справедливым. Жизнь человека является наивысшей ценностью, и никто не имеет права ее забирать, и 24 года соизмеримо содеянному». Кроме того, он подчеркнул, что Пичугин «был лишь одним из организаторов этих убийств». «Во время судебного следствия было установлено, что финансирование шло от руководителей ЮКОСа», -- сказал прокурор. Речь идет о Леониде Невзлине, по мнению прокуратуры являющемся заказчиком большинства преступлений.
У защиты, как водится, мнение противоположное. «Приговор основан не на доказательствах, а лишь на показаниях исполнителей убийств и покушений на убийства, однако Пичугин даже не был знаком с теми, кто оказался с ним на одной скамье подсудимых, -- сказал адвокат Пичугина Георгий Каганер. -- Даже если согласиться с тем, что мотив у Пичугина был, то, что убивали в пользу ЮКОСА, -- это только слова Цигельника и Решетникова, а их показания суд принимает только там, где выгодно. Где невыгодно, он их игнорирует». Г-н Каганер заявил, что адвокаты подсудимых непременно подадут кассационную жалобу на приговор в Верховный суд. "