"Кредитно-финансовая деятельность министерства путей сообщения в 1997-1998 годах, когда МПС возглавлял первый вице-премьер Николай Аксененко, "не в полной мере отвечала требованиям законодательства" и "здесь в ряде случаев допускалось нецелевое использование финансовых средств, решения по привлечению средств для погашения кредитов принимались в нарушение требования законодательства". Этот вывод счетной палаты РФ был обнародован в понедельник на заседании комиссии Государственной Думы по проверке фактов коррупции в высших эшелонах государственной власти.
Выполняя июньское поручение Госдумы, комиссия рассмотрела вопрос о достоверности обнародованных СМИ фактов в отношении Н.Аксененко в период, когда он возглавлял МПС.
С 1994-1997 гг. Н.Аксененко работал заместителем и первым заместителем МПС, а с апреля 1997 по май 1999 г. - возглавлял это министерство.
Счетная палата утверждает, что общая сумма материального ущерба, причиненная МПС "не правомерными и экономически нецелесообразными действиями руководства" составила более 490 млн. рублей. Свыше 350 млн. рублей, по заключению Счетной палаты, использовались неправомерно и неэффективно. Еще более 290 млн. рублей было недополучено вследствие необоснованного предоставления скидок с тарифа на грузоперевозки Октябрьской железной дороги.
На заседании парламентской комиссии было признано, что изложенные в многочисленных публикациях СМИ факты о нарушениях и злоупотреблениях в МПС в указанный период, подтвердились.
В частности, отметила комиссия, ссылаясь на данные проверки Счетной палаты, в конце 1995 года коллегия МПС приняла решение о капитальной реконструкции линии Москва-Петербург в связи с чем без проведения открытого конкурса решением министра Н.Аксененко генеральным подрядчиком было утверждено АО "Балтийская строительная компания" ("БСК"). Общая сумма финансирования этой фирмы со стороны МПС составила свыше 2,5 млрд. рублей, причем эти деньги были выделены из средств амортизационных отчислений МПС.
Выявлены факты, когда оплата по наряд-заказам производилась не существующим, то есть подставным, фирмам. При этом выделяемые финансовые средства зачастую использовались не по назначению, как установила Счетная палата.
Эти и многочисленные другие нарушения позволяют сделать вывод о массовом нецелевом использовании руководством МПС финансовых средств, а также нарушения налогового законодательства. В связи с этими фактами Управлением службы налоговой полиции Санкт-Петербурга возбужден ряд уголовных дел, было отмечено на думской комиссии.
Как установила Счетная палата, со стороны МПС не проводилось надлежащей работы по погашению задолженности иностранных железных дорог за международные перевозки. По состоянию на 1 января 1990 года долг железных дорог стран дальнего зарубежья составил свыше 40784,2 тысяч долларов США, а долг СНГ и стран Балтии более 201407 тысяч швейцарских франков.
Счетная палата выявила многочисленные факты нарушений со стороны руководства МПС в рассматриваемый период, которые выразились в закупке автомобилей иностранного производства за счет средств амортизационных отчислений, а также при приобретении квартир для руководства МПС.
На заседании парламентской комиссии были обнародованы и другие факты нарушений со стороны МПС, выявленных Счетной палатой.
Участвующий в парламентских слушаниях представитель Генпрокуратуры Александр Шафоростов отметил, что, несмотря на действительно имеющие место нарушения законодательства со стороны руководства МПС, "криминала здесь нет и поэтому нет оснований для вмешательства органов прокуратуры".
Такое объяснение не устроило членов комиссии и они решили официально проинформировать и.о.генпрокурора Владимира Устинова о неудовлетворительной, по мнению депутатов, позиции органов прокуратуры по данному вопросу. Кроме того, думская комиссия решила проинформировать Совет Федерации о том, что Генпрокуратура за последние три месяца не предприняла никаких мер для проверки деятельности Н.Аксененко в качестве руководителя МПС за указанный период. "