"В борьбе с международным терроризмом одержана важная победа: предотвращен одновременный подрыв 10 самолетов в воздухе. Великобритании удалось не допустить повторения 11 сентября 2001 г. Но эксперты предупреждают: технически такую атаку подготовить несложно, и террористы будут пытаться сделать это снова и снова.
По словам представителей министерства внутренних дел, полиция и служба безопасности MI5 при содействии ЦРУ США готовились к нейтрализации террористов несколько месяцев. Подробности пока неизвестны — кроме тех, что проведено 25 арестов в Лондоне, его пригородах и Бирмингеме, а под стражей оставлен 21 человек, большинство из них — жители Великобритании. При одном из арестов, в Хай-Уайкомб к западу от Лондона, полиция даже начала эвакуацию жителей окрестных домов. Представитель одной из американских спецслужб заявил AP, что в заговор было вовлечено, возможно, до 50 человек и “следы от него ведут к “Аль-Каиде”.
В пресс-службе британского МВД “Ведомостям” сообщили, что 21 задержанный — “ядро преступной группировки”, расследование продолжается, идет “активная работа в общине выходцев из Южной Азии”. Террористы готовили одновременный подрыв над Атлантикой до 10 пассажирских авиалайнеров при помощи бомб, спрятанных в ручном багаже, считают в британской полиции. Объектами терактов должны были стать лайнеры трех авиакомпаний — United Airlines, American Airlines, Continental Airlines, вылетавшие из аэропорта Хитроу, уточняют американские спецслужбы.
Чтобы обойти меры безопасности, принятые после 11 сентября, террористы намеревались использовать жидкие взрывчатые вещества — и смешать их прямо на борту самолетов из компонентов, замаскированных под пищевые продукты и косметику. Детонаторы были замаскированы под бытовые электроприборы.
Президент компании по производству антитеррористического оборудования “Арли Спецтехника” Аркадий Лившиц сетует, что жидкие взрывчатые вещества могут быть изготовлены “из компонентов, которые продаются в аптеке”, а техническими знаниями можно вооружиться в Интернете.
В аэропортах Великобритании вчера были введены жесткие ограничения на ручную кладь. Пассажиры, идущие на посадку, обязаны иметь пустые карманы. С собой в салон самолета им разрешено брать только документы, кошельки и бумажники, медикаменты, очки без футляров, контейнеры для контактных линз, предметы женской гигиены, детское питание, салфетки и ключи. Все это пассажир может нести только в прозрачном пакете. Внезапные меры безопасности вызвали хаос: пассажиры пытались избавиться от лишней ручной клади. Были отменены сотни рейсов — только British Airways отказалась от более чем 200.
В российских аэропортах усилен режим безопасности, но никаких ограничений для пассажиров не вводится, сообщил “Ведомостям” заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин.
Взрывы были предотвращены в последний момент: террористы “еще не сидели в самолетах”, но уже были готовы отправиться в путь, говорит представитель американской спецслужбы. Экстренные меры безопасности в британских аэропортах могут помешать оставшимся на свободе членам террористической группы довести замысел до конца, считает президент Национальной ассоциации телохранителей Дмитрий Фонарев.
Эксперты не сомневаются в принадлежности террористов к “Аль-Каиде”. Боб Айерс из лондонского аналитического центра Chathamhouse усматривает ее почерк в синхронной работе десятка групп террористов. Но теракт не связан с последними событиями на Ближнем Востоке, уверен Айерс, подготовка к нему началась задолго до израильского вторжения в Ливан, а главной целью, вероятно, были США и американские граждане.
Сценарий вчерашнего теракта в точности повторяет провалившуюся операцию “Аль-Каиды” 11-летней давности — но то была случайная удача полиции Филиппин, внимание которой привлек пожар в импровизированной лаборатории, где готовилась взрывчатка. Террористы собирались взорвать над Тихим океаном 11 американских авиалайнеров при помощи жидких взрывчатых веществ.
Гарантированно предотвратить теракты техническими мерами безопасности невозможно, констатирует Лившиц: компактное взрывное устройство, способное разрушить самолет, террорист может легко пронести на теле. Необходимое для этого количество пластической взрывчатки практически невозможно обнаружить, а современный электродетонатор может иметь размеры со спичку и едва ли будет зафиксирован металлодетектором. А по мнению Фонарева, даже если с взрывчаткой возникнут проблемы, в бытовых условиях можно легко подготовить жидкие компоненты зажигательной смеси, которая крайне опасна для самолета."