Писатели против «молодой супруги» Сергея Михалкова
Международное сообщество писательских союзов оказалось на грани раскола
"Странное равнодушие к этой истории со стороны многочисленной и влиятельной семьи Михалковых объяснил один из членов Общественной палаты России: «А что вы хотели? Кинофестивали, фильмы и съемки отнимают много времени, но обратить внимание на попавшего в беду заслуженного человека все же стоило… Тем более, что речь идет о чести и репутации всей фамилии…»
В последние годы волна «рейдерства» накрыла страну. Бурлящие девяностые с их откровенной пропагандой культа наживы и обогащения радикально изменили образ мышления бывших советских людей. Те. Кто оказался на гребен все дозволено за деньги и ради денег, один за одним захватывают малорентабельные заводы, научно-исследовательские институты, притягательные особняки в центре столицы, принадлежащие различным общественным организациям, ассоциациям, союзам.
Однако, такой «бизнес» несет в себе значительные риски, и не только финансовые – могут отнять, арестовать и даже посадить. Наиболее хитрые и циничные действуют под прикрытием. Ведь захватить можно не только здание, но и человека, который имеет права этим зданием распоряжаться. Обмануть, ввести в заблуждение, парализовать и подчинить его волю. А если человек стар и немощен, не совсем адекватно воспринимает окружающую его действительность, то он – просто идеальная жертва для мошенников.
«Комбинаторы» с меньшими амбициями женятся на старушках и «ускоряют» их отправку в мир иной, довольствуясь полученной квартирой. Иных же масштаб старушки с квартирой не удовлетворяет, это - охотники на знаменитостей и особняки в центре Москвы.
Это история о том, как известный писатель Сергей Владимирович Михалков попал в список жертв и сам оказался во власти собственных «помощников».
Михалков вошел в историю не только как автор текста советского гимна страны и его российского римейка, но и как автор замечательных детских стихов про дядю Степу. Обласкан был Михалков-старший всеми властями и при всех режимах процветал. Поэтому когда пару лет назад почти 90-летний мэтр пошел в ЗАГС с гражданкой Субботиной Юлией Валериевной, цветущей женщиной бальзаковского возраста, мало кто сомневался, что со стороны молодой были на то свои причины.
«Молодая жена» Субботина немедленно стала проявлять активный интерес к профессиональной деятельности мужа, но не на литературном, а почему-то на общественном поприще. В 2002 году Сергей Михалков возглавил МСПС (Международное сообщество писательских союзов стран СНГ), являющееся фактически правоприемником знаменитого Союза писателей СССР. Тут ничего не подозревающие писатели почувствовали на себе стиль руководства новоиспеченной супруги мэтра. Сам Михалков пребывал все больше по санаториям и целительным итальянским вояжам (что понятно в его то годы), в то время как обложенная пачками доверенностей от мужа гражданка Субботина активно участвовала во всех делах МСПС, преимущественно хозяйственного свойства.
При ней в Исполкоме МСПС появился бойкий сотрудник Евгений Задорожный, который стал отвечать за связи с арендаторами, да еще в должности исполнительного директора МСПС. Не удовлетворившись арендными поступлениями, которые к тому же приходилось тратить на насущные писательские нужды членов МСПС, парочка перешла к постепенной и планомерной «ревизии» доставшейся МСПС от советских времен собственности.
Постепенно МСПС лишился подмосковного пансионата, нескольких зданий, расположенных по адресу Поварская, 10 (строения 1 и 2) году (только по договору за них было получено более 900 тысяч долларов) и кой чего «по мелочи», в частности Каретного сарая знаменитого Дома Ростовых. Все сделки были оформлены вроде бы законно и деньги по ним поступили на счета МСПС. Однако у многих членов МСПС сразу же возникли подозрения, что стоимость сделок по официальным договорам была существенно занижена. Куда поступила разница от рыночной цены, выражавшаяся в миллионных суммах, сможет выяснить разве что следствие. Но доподлинно известно, что - не к писателям.
Сам знаменитый Дом Ростовых в последние годы был резиденцией руководящих органов МСПС, и не был продан может быть потому, что окончательные права на него за МСПС суд признал только в 2004 году. Однако, уже в январе 2005 года к Дому Ростовых проявлял интерес некий Сергей Челышев (убитый в июле 2006 года), владелец фирмы «Комплектация производства».
10 февраля того же 2005 года у С.В. Михалкова закончились полномочия Председателя Исполкома. Недовольные его работой и деятельностью его молодой жены писатели явно не собирались переизбирать его на новый срок.
Случившиеся тогда события не раз освещались в центральной прессе. 23 февраля 2005 года, за день до единственно легитимного Пятого очередного съезда Международного сообщества писательских союзов стран СНГ (прошедшего в Доме Ростовых на Поварской, 52), в помещении ЦДРИ на Пушечной улице прошел так называемый «альтернативный съезд МСПС», на котором вместо делегатов присутствовали сам Михалков, его супруга, сын супруги от раннего брака, гражданин Задорожний, пара водителей упомянутых выше лиц и зачем-то адвокат Кучерена, ныне член высокой Общественной палаты РФ. В этом составе съезд МСПС и переизбрал Сергея Владимировича на новый срок.
«Настоящий» писательский съезд 24 февраля 2005 года выбрал новый состав Исполкома МСПС и назначил Председателем Исполкома МСПС писателя Юрия Бондарева. Однако, уже 2 марта «настоящее» руководство МСПС выгоняется автоматчиками ЧОПа на мороз, а в кабинеты дома Ростова въезжают Субботина, Задорожный и другие «заслуженные писатели».
Отчеты о судебных процессах и взаимные обвинения писательских групп, раскол подорвали репутацию МСПС. Но позитивный результат есть – Дом Ростовых продать не удалось, и он все еще является собственностью писательского сообщества.
Отрицательных последствий раскола множество. Самое важное - МСПС к настоящему момент окончательно перестал выполнять свою главную миссию – организационную и материальную подпитку творческого процесса. Исчезновение последнего источника финансирования становится настоящей катастрофой, особенно для региональных талантов.
Если культура слова – не является государственным приоритетом, то можно закрыть глаза на проблемы МСПС, ликвидировать и распустить его вовсе. Если же нужна – то следует принять меры для спасения писательского союза. Очевидно, что культура также как и другие сферы жизни, нуждается в защите государства от разграбления.
И сделать это просто. Нужно проводить, наконец, великого писателя Сергея Владимировича Михалкова на неоднократно заслуженный им отдых. Избавить его от окруживших его плотным кольцом «помощников» (в этом избавлении его многочисленные и влиятельные родственники могли бы сыграть свою важную роль), эксплуатирующих светлое имя и репутацию заслуженного писателя и уважаемого человека. И, наконец, назначить из писательской среды новое, молодое и энергичное руководство МСПС. Которое поможет вернуть писательской профессии высокий престиж и статус в обществе, сумеет установить правильные коммуникации с российской властью и обеспечить эффективное управление собственностью МСПС.
За примерами подобных метаморфоз далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы назначенного пару лет назад главным редактором «Литературной газеты» писателя Юлия Полякова, который сумел реанимировать погибшее было издание, наглядно показав, что влияние литературной среды на российское общество возвращается. Уверен, одним Поляковым список не исчерпывается – найдутся в российской писательской среде и другие талантливые руководители.
Утраченную ранее собственность МСПС вернуть уже, конечно, не удастся. Но спасти то, что осталось, можно и нужно."