Похищенные в Эрмитаже сокровища открыто выставлялись в Москве
Столичные антиквары демонстрировали свои частные коллекции в Центральном доме художника
"Вчера заместитель начальника Росохранкультуры Анатолий Вилков положил на стол перед журналистами нательную икону с изображением Серафима Саровского - еще один шедевр, украденный из знаменитого питерского музея. Целых два года икона услаждала взгляд не сотен тысяч посетителей Эрмитажа, а одного коллекционера (имя следствие не разглашает). Именно он помог милиции выйти на след питерского арт-дилера, у которого и приобрел музейный экспонат. Впрочем, по словам коллекционера, он даже не мог предположить, что покупает краденое. И, как только опознал свое сокровище в списке пропавших ценностей, принял решение - вернуть обратно. Причем безвозмездно (покупка иконы обошлась в десятки тысяч долларов). Теперь анти-квар - свидетель по делу кражи.
Сегодня музей получил назад уже два экспоната - икону Саровского и чашу-потир (о потире «КП» писала в субботу, 5 августа). Самое удивительное - оба шедевра прикладного искусства после кражи вовсе не были спрятаны за семью печатями. Напротив, прошлой осенью и потиром, и иконой могли любоваться... посетители Антикварного салона в Центральном доме художника (ЦДХ) Москвы. Неужели никто из посетителей или организаторов выставки не опознал знаменитые шедевры? - Перед выставкой в ЦДХ все экспонаты милиция сверила с каталогами похищенного из различных музеев, - рассказал директор ЦДХ и Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василий БЫЧКОВ. - Но тогда и потир, и икона в списке ворованных ценностей еще не значились.
РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ
Во всей этой истории удивляет позиция Эрмитажа. Шесть лет из его фонда выносились уникальные экспонаты. Коллекционеры два года демонстрировали их широкой публике, а искусствоведы Эрмитажа ни сном ни духом. Честно говоря, директор известнейшего в мире музея напоминает нерадивого командира, чей боец дезертировал и уже неделю дома пьет чай в обнимку с автоматом. А генерал уверен, что солдат отыщется сам собой.
Последняя инвентаризация в Эрмитаже была в 1993 году. Следующую, по словам руководителя Росохранкульта Бориса Боярскова, сотрудники музея обещают завершить к 2014 году. Но как они собираются описать 2 000 800 предметов за семь лет, если с 1999 года им удалось инвентаризировать только 153 000? И сколько ценностей перейдут в разряд пропавших к 2014 году? К слову, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заявил, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уже имеет три выговора за утерю экспонатов. А теперь получит четвертый. Но поможет ли это сохранности фондов? Вряд ли. Первые три выговора ведь не помогли...
ВНИМАНИЕ!
В случае получения информации о местонахождении похищенных предметов просим незамедлительно сообщить: в Управление уголовного розыска ГУВД Москвы по тел. (495) 200-89-4, Санкт-Петербурга и Ленинградской области по телефону (812) 278-34-02; в Управление по сохранению культурных ценностей Федеральной службы Росохранкультуры (495) 624-34-58. Более полный список похищенного можно найти по адресу в Интернете: http://news.antiq.info/
РЕЙД
Опера шерстят антикварные лавки столицы
Мекка всех коллекционеров и туристов в Москве - антикварные лавки на Старом Арбате. Туда-то первым делом и нагрянули с проверкой компетентные органы. Правда, ничего из пропавших вещей там не нашли.
- В лавочках на Арбате быстрее всего можно сбыть ценности, - поделился с нами сотрудник небольшого салона на юге Москвы Сергей. - Поток туристов там каждый день огромен. А краденые вещи или нет, туристов не интересует.
Сейчас антиквары проверяют все предметы, выставленные на продажу, - лучше самим отдать, чем дожидаться милицейского визита.
- Если найдем вещи, которые были украдены из Эрмитажа, то обязательно вернем, - заверил нас владелец антикварного салона.
Проверить, «чистая» вещь или краденая, можно только с помощью документов. Но и их легко подделать. В таком случае антиквары полагаются только на профессиональный нюх.
- Многие вещи, которые сейчас выставляются в Эрмитаже, - подделка! Подлинники выносили и продавали, а взамен подкладывали «куклы», - уверен коллекционер Александр.
РЕПОРТАЖ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
В ломбарде все спокойно
Кража из Эрмитажа - самая обсуждаемая новость в очереди. Старушки, сдающие коронки с зубов, делятся соображениями с оценщиками, а те им охотно отвечают.
- А все почему случилось? - возмущается кассир на Большой Пушкарской улице. - Разгильдяйство и бардак в этом Эрмитаже. Следить за такими вещами нужно!
В уголке шепчутся антиквары: странно, что сокровища Эрмитажа относили в ломбард. Даже если брать их по стоимости лома, очень уж дорого выходит - вес большой. Таких денег у скупщиков просто нет...
- Работаем в обычном режиме, - говорит владелец ломбарда Владимир Сальников. - К проверкам готовы. Нам скрывать нечего. Главное, чтобы милиция не начала бесчинствовать, как это часто бывает. А то начнут искать крайнего и виноватыми окажутся владельцы ломбардов. ТИХИЙ ОМУТ
Муж хранительницы работал на полставки
54-летнему Николаю Завадскому, супругу хранительницы разворованной коллекции Ларисы Завадской, и его сыну Николаю предъявили обвинения. Следователи уверены, что именно они участвовали в похищении ценностей из Эрмитажа. Дома у Завадских нашли больше сотни закладных в ломбарды, куда сдавалось краденое.
В Государственном университете физической культуры имени Лесгафта тихого преподавателя истории раньше и не замечал никто, теперь же при его имени на лицах коллег начинает бегать понимающая ухмылка.
В «Лесгафке» Завадский числится с 1998 года. Его супруга Лариса тоже преподавала тут меньше года. Ее уже и не помнит никто. До 2003-го историк работал в штате, а потом вдруг перевелся на внештатный график - преподавал по полдня. Чем потом занимался, никто точно не знал...
- Ой! А что это вам Завадский вдруг понадобился?! - искренне удивились в отделе кадров. - Скандальный мужичонка. Как устраивался - скандалил. Чуть что - сразу к начальству бежал.
- А что с Николаем Генриховичем-то случилось? - недоумевает проректор вуза Анатолий Сердалов. - Буквально в прошлую пятницу видел его цветущим и пахнущим. Я его мало знаю. Ничего сказать не могу.
А вот на сайте, где студенты сообщают о профессорах, берущих взятки, о Завадском сказано следующее: «Замечательный человек. Выручил множество студентов, не знающих науки истории. Берет за четверку - 4 сотни, за пятерку - 5 сотен (по 100 рублей экзаменационный балл)...
Завадские живут в старом доме, но в престижном районе Петербурга.
- Лариса Алексеевна была очень приличным человеком, - рассказала соседка семьи Завадских по дому. - И ее муж Николай Генрихович тоже. В то, что они украли все эти вещи из Эрмитажа, я не верю. Ну сами подумайте: люди, которые воруют на огромные суммы, в таких квартирах жить не станут.
- Николай Генрихович о жене заботился, - вспоминает соседка Алла. - Богатым я его назвать не могу, он скромно одевался и ходил всегда пешком. Вот сын их Коля на дорогой машине ездит - на «Мерседесе». Кстати Коля месяц назад женился. Нет, свадьба шикарной не была. Скромно отпраздновали...
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
Петербургский антиквар, эксперт аукциона «Кристи» Валентин СКУРЛОВ: Я держал в руках 5 похищенных экспонатов!
- Если бы Эрмитаж сделал каталог и фото своей коллекции, то похищенные экспонаты можно было бы легко вернуть, - утверждает эксперт аукциона «Кристи», специалист по Фаберже Валентин СКУРЛОВ. - Я считаю - это просто саботаж со стороны музея. Это ведь государственное имущество!
Валентин Васильевич листает список украденных ценностей и делает пометки.
- Вот эту обезьянку приносили осенью 2002 года на экспертизу. В списке похищенных сокровищ она идет под номером 168. В том же году в Польше в анти-кварном магазине мне показали дворника из драгоценных камней, за которого выложили 25 тысяч долларов.
Теперь Скурлов думает, что тот польский дворник и есть пункт 181 из списка похищенного в Эрмитаже. А в 2005 году он писал экспертное заключение на триптих из кипарисового дерева в окладе из серебра. Он значится в списке краденого под номером 101. - Был бы электронный каталог коллекции Эрмитажа с полными данными: фото, вес, описание, размеры, - я бы среагировал на эти вещи. Сразу бы вызвал милицию. Но от Эрмитажа информацию об экспонатах тяжело получить...
Еще одну из пропавших вещей Скурлов оценивал недавно - 20 июня этого года. Серебряный портсигар, украшенный белой эмалью, с золотой обводкой. Точь-в-точь сигаретница под номером 131 из списка. Та же сапфировая синяя пуговичка, тот же вес - 158,65 грамма. Портсигар не успели вывезти за границу - антикварный салон после шумихи в прессе вернул ценность в Эрмитаж. Но могли с экспонатом попрощаться навеки...
- Пиотровский считает полицейскими мерами металлоискатели для персонала, - говорит Скурлов. - Но, позвольте, я 14 лет проработал в НИИ ювелирной промышленности, там заставляли переодеваться, приходя на работу. И просвечивали. Это не должно никого обижать. Это просто норма, иначе все бы растащили. Никого же не унижает контроль в самолетах и супермаркетах. А здесь речь идет совсем о других суммах!
ВОПРОС - РЕБРОМ
Не продали ли раритеты на аукционах?
Представители аукционного дома Christie's утверждают, что это невозможно. По их словам, все предметы, попадающие на торги, проходят у них проверку на «чистоту». Лот сверяется со специальной базой данных, в которой указаны все украденные предметы искусства. И если вещь находится в международном розыске, то ее не выставляют на продажу.
То же самое заявили «КП» и в другом крупнейшем аукционном доме - Sothby's.
Другое дело, что пропажа может быть замечена не сразу, как в том же Эрмитаже, где раритеты незаметно воровали почти 8 лет. Так, совсем недавно - с июньского аукциона Christie's - лишь в последний момент были сняты с торгов девять рисунков известного архитектора-конструктивиста Якова Чернихова. Выяснилось, что они были украдены из фондов Российского госархива литературы и искусства (РГАЛИ). Более того, в ходе расследования выяснилось, что из трех тысяч экспонатов РГАЛИ 80 процентов тоже похищено.
КСТАТИ
Пропажи иконы в музее даже не заметили
После истории с кражей экспонатов Эрмитажа возникает вопрос: а как вообще ведется учет и хранение ценностей в музеях? Показательную историю рассказали нам в Казанском соборе Петербурга. Здесь висит икона, которая по правилам должна находиться в музее.
- С 1932 года в здании собора был Музей истории религии и атеизма. Когда они съехали, на чердаке еще долго валялись забытые экспонаты, - рассказала нам работница храма. - Там и нашли икону. Сейчас она висит у нас. Не могу сказать какая - отберут ведь. А в самом музее этой иконы никто так до сих пор и не хватился.
Но ведь так мог кто угодно взять раритеты. Сколько их утащили и где они сейчас - одному Богу известно. Если в таком маленьком музее не смогли уберечь ценные вещи, то в Эрмитаже с его огромными хранилищами уследить за всем просто невозможно.
ДЕНЕЖКИ
Сокровища не были застрахованы
- Экспонаты страхуются, только когда покидают пределы музея, - объяснила нам руководитель пресс-службы Эрмитажа Лариса КОРОБЕЙНИКОВА. - Когда они находятся в экспозиции или в хранилище, их не страхуют. Это общемузейная практика.
Да и когда экспонаты выезжают на выставки, страховые суммы условны. Ведь если мы лишимся полотна Рембрандта, то какие деньги возместят нам потерю? Рембрандта уже нет в живых, новую картину он не напишет.
- Но ведь даже личное имущество можно застраховать от кражи, пожара или наводнения. Почему бы не сделать то же с музейным?
- Таковы правила. И это правила не Эрмитажа, а всех российских музеев.
- Работа хранилищ как-то поменяется после кражи?
- Да, конечно. Мы будем вводить систему более жесткого контроля: фиксировать не только посетителей, но и самих хранителей - когда они туда вошли, сколько пробыли. Кроме того, дирекция планирует несколько разгрузить хранителей, сняв с них ряд обязанностей и отказавшись от нескольких выставок. Это будет сделано, чтобы у сотрудников появилось время привести хозяйство в порядок. СПРАВКА «КП»
«Бассейн в гареме» так и не вернули
Самая дерзкая кража из главного музея страны произошла 22 марта 2001 года. Тогда из зала импрессионистов, закрытого для посещений, умыкнули картину французского живописца Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (написана около 1876 года). Вор вырезал холст из подрамника. Картина, застрахованная на один миллион долларов, до сих пор не найдена."