Владелец “Металлоинвеста” может купить “Уралмашзавод”
"Алишер Усманов, в качестве гендиректора “Газпроминвестхолдинга” помогающий “Газпрому” разбираться с активами и должниками, окажет монополии еще одну услугу. Как стало известно “Ведомостям”, компания Усманова “Металлоинвест” поможет Газпромбанку управлять “Уралмашзаводом”. Созданный Кахой Бендукидзе холдинг “Объединенные машиностроительные заводы” (ОМЗ), в который пока еще входят три индустриальных гиганта — “Уралмаш”, “Ижора” и Skoda, прекращает существование. Новые владельцы 75% акций ОМЗ (их интересы представляет Газпромбанк) разбирают холдинг по частям, привлекая к управлению предприятиями профильных партнеров. Около месяца назад Газпромбанк объявил, что создаст с “Атомэнергомашем” совместную компанию, которой перейдут “Ижорские заводы” и другие предприятия атомного машиностроения. Как стало известно “Ведомостям”, теперь настал черед “Уралмашзавода”. Источник в компании “Металлоинвест” (управляет активами Усманова и партнеров) рассказал “Ведомостям”, что его компания и Газпромбанк тоже обсуждают создание СП, которому перейдут профильные активы “Уралмашзавода”. “В уставный капитал “Металлоинвест” может внести акции машиностроительного концерна “Ормето-ЮУМЗ”, а Газпромбанк — активы “Уралмашзавода”, — уточнил другой собеседник “Ведомостей”, знакомый с ходом переговоров. “Металлоинвест”, по его словам, сейчас изучает активы, которые мог бы предложить Газпромбанк. “На базе промплощадки "Уралмаша" создано множество юридичеcких лиц, часть из которых Газпромбанку уже не принадлежит”, — отметил он. Представители банка и ОМЗ от официальных комментариев отказались. Но источник, близкий к “Газпрому”, ранее подтверждал “Ведомостям” факт таких переговоров.
“В советские времена "Ормето-ЮУМЗ" и "Уралмаш", расположенные в 850 км друг от друга, задумывались как единая технологическая линейка, — рассказывает источник в "Металлоинвесте". — К примеру, если ЮУМЗ выпускает только литейное и печное оборудование, то "Уралмаш" еще и прокатное”. Бренд “Уралмаш” с советских времен прочно ассоциируется с тяжелым машиностроением: станками этого построенного в 1933 г. завода в советское время был оборудован каждый крупный меткомбинат в России и Восточной Европе. Сейчас, по данным завода, его оборудование добывает и перерабатывает более трех четвертей железной руды в стране, выпускает все железнодорожные рельсы, две трети холоднокатаного стального листа и т. д.
По словам представителя ОМЗ, основные производственные активы “Уралмаша” — литейный, сталеплавильный, кузнечно-прессовой комплексы — находятся на балансе его 100%-ной “дочки” ООО “Уралмашспецсталь”. В I квартале 2006 г. основные средства “Уралмашзавода” (здания, оборудование, транспортные средства и т. д.) стоили 2,5 млрд руб.
Источник в “Металлоинвесте” говорит, что из всего хозяйства “Уралмаша” его компанию прежде всего интересует производство горно-металлургического оборудования. Сделка с Газпромбанком позволит “Металлоинвесту” существенно упрочить положение в этом сегменте, соглашаются эксперты. По данным топ-менеджера одной из машиностроительных компаний, “Ормето-ЮУМЗ” и ОМЗ на двоих контролируют до 40% внутреннего рынка продаж металлургического оборудования. Аналитик инвесткомпании “Капитал” Михаил Пак отмечает, что на долю “Уралмаша” в 2005 г. пришлось чуть меньше 17% от общей выручки ОМЗ. Исходя из текущей капитализации холдинга, он оценивает рыночную стоимость “Уралмаша” в $45-50 млн.
СПЕЦИАЛИСТ ПО АКТИВАМ
Алишер Усманов уже много лет помогает “Газпрому” разбираться с непрофильными активами. В 2000 г. предприниматель возглавил “Газпроминвестхолдинг”(на 100% принадлежит “Газпрому”), и вскоре структуры Усманова выкупили у монополии акции Оскольского меткомбината (ОЭМК) и Лебединского ГОКа (ЛГОКа). На счету Усманова и возврат “Газпрому” 100% акций “Севернефтегазпрома”, владеющего крупнейшим Южно-Русским месторождением, а также контрольных пакетов акций “Запсибгазпрома” и производственных активов “Сибура”. Недавно председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер продлил контракт с Усмановым еще на три года. Теперь основная его задача — сокращение дебиторской задолженности монополии."