Как чиновники зарабатывают на торговле государственными долгами
Одни за это получают миллионы. Другие - 10 лет тюрьмы
" Приговор, который на этой неделе вынес Мосгорсуд, заставил подсудимого втянуть голову в плечи. Бывший замдиректора Департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Минфина Денис Михайлов получил 10 лет строгого режима за торговлю государственными тайнами. Как посчитало следствие, за разглашенный секрет чиновник получил мзду в виде спортивного «Мерседеса» стоимостью 87 тысяч евро. Так что же такого узнали те, кому знать об этом было не положено?
За что сел Михайлов
Дело началось со скандала. Впрочем, неожиданный арест чиновника такого уровня не мог его не вызвать. 30 ноября 2004 года ему было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. Вместе с ним в «Лефортово» угодили те, кто, по мнению следствия, спровоцировал Михайлова на подобные действия: советник президента Международного инвестиционного банка Александр Киржнев и президент VIP-клуба «Националь» Теймураз Карчава. Они-де и выкупили страшную тайну у Михайлова за тот самый «Мерседес».
Что это за тайна такая, которая стоила Михайлову сначала дорогой иномарки, а затем и десяти лет лишения свободы? Как утверждает следствие, высокопоставленный чиновник Минфина подготовил, а затем передал вышеозначенным товарищам некую справку, в которой указывалось, каким образом Вьетнам, а также еще с десяток стран собирались вернуть деньги России как правопреемнице Советского Союза. А это, мол, секрет. Таким образом, Михайлов обвинялся в том, что благодаря ему тайны обслуживания внешнего активного долга (когда должны нам) страны узнали посторонние люди.
По меньшей мере странно: ведь начиная с 1991 года тот же Минфин активно привлекал в качестве консультантов иностранных специалистов. В их задачи входило в том числе и обслуживание того самого внешнего долга! А также ведение переговоров о сроках погашений и возможных переуступках. Иными словами, иностранцы свободно владели примерно такой же информацией, что и Михайлов. Но в отличие от осужденного чиновника иностранцам за их работу всего за пять лет, с 1999 по 2004 год, перепало более 70 миллионов долларов. В чем же разница и что случилось на самом деле? Правоохранители ссылались на закрытость процесса и скупо комментировали: виновен, и все тут!
Парадоксально, что в справке (кстати, отмеченной грифом «Для служебного пользования») фигурирует уже состоявшийся платеж от Нигерии. Этими деньгами Россия частично погасила долг Парижскому клубу кредиторов. Знают об этом все 18 стран - участниц клуба. Но в России это по-прежнему остается гостайной?
«Мерседес» - не его!
Точку зрения осужденного озвучил «КП» адвокат Дениса Михайлова Владимир ЖЕРЕБЕНКОВ:
- В этой банальной справке речь идет о суммах, которые беднейшие страны задолжали России. А конкретно о возможности переуступки этих долгов предпринимателям. А поскольку о том, сколько они должны, прекрасно знали и сами беднейшие страны, то какая это гостайна?
Согласно Жеребенкову, получился юридический парадокс: справка, в которой в том числе рассказывалось об уже проведенных операциях такого типа, секретна, а договора, подписанные сторонами, - нет:
- Информация, в разглашении которой обвиняют Михайлова, находилась в свободном доступе локальной сети Минфина. Ничего себе тайна, о которой знают все. Да и воспользоваться ею вряд ли получилось бы.
- Так... - призадумался я. - Документы, которые передал Михайлов, никому не интересны, гостайну он не разглашал. Но «Мерседесы»-то за красивые глаза не раздают!
- Доказательств его вины нет! - спокойно ответил Жеребенков. - Справка попала в руки обвиняемых от одного вьетнамца, который участвовал в переговорах. Точно так же Михайлов не передавал никаких документов. А насчет автомобиля этого... Он давно мечтал о джипе. Зная об этом, его старый друг Киржнев решил сделать ему подарок. Купил два «Мерседеса» с большими скидками. Михайлов отказался. Но тот убедил его пока покататься на одном по доверенности. Формально он ему даже не принадлежал. Они давно знали друг друга, так что машина связана с личными, но ни в коем случае не с деловыми отношениями.
И все же не на пустом же месте возник столь пристальный интерес у силовиков к персоне госслужащего? Передавал Михайлов справку предпринимателям или нет - уже не важно. Важно другое - информация по долгам все же оказалась у них в руках. Выгодный бизнес
Сейчас уже ни для кого не секрет: банки, столкнувшись с проблемой невозврата кредитов, зачастую пользуются услугами так называемых коллекторских агентств. Не желая возиться с должником и ввязываться в судебные тяжбы (обычно сумма не стоит того), банкиры переуступают им долги за меньшие деньги. Банк получает деньги и снимает претензии с бывшего клиента: с этого момента тот должен агентству.
Экономические взаимоотношения государств порой мало чем отличаются от этой банковской схемы. Практика продаж долгов существует в России со времен царя Гороха. Схема такова: допустим, одна из стран когда-то взяла у СССР в долг 100 рублей. Создать там социализм не получилось, а потому и отдавать денежку той стране нечем. Как следствие, выплаты долга растягиваются на многие десятилетия. Коммерсанты, узнав о проблеме, делают Минфину предложение примерно такого характера: мы платим за них, но вернем в бюджет России не все 100 рублей, а 50. Иначе рискуете вообще ничего не получить. Россия ставит в известность об этом своих заемщиков и отрекается от финансовых претензий. Каким образом коммерсант будет вышибать деньгу из должника - отныне это только его проблема. Но ведь не из альтруистских соображений предприниматели расстаются со своими деньгами. А значит, данные подобных справок всегда можно обернуть в звонкую монету. Но как?
Зачем предпринимателям вьетнамские долги
Когда-то Россия вместе с обязательством погасить все долги за развалившийся СССР получила право претендовать и на те деньги, что должны были Союзу. За рубежом мы можем собрать многие десятки миллиардов долларов. Одна только Куба задолжала нам порядка $16 млрд. Но шансов вернуть их, как утверждают аналитики, скорее всего, немного - у правительства Фиделя Кастро столько нет.
С другой стороны, те же эксперты утверждают, что рассчитаться с нами вполне по средствам Ираку, Сирии и Монголии. Как и Вьетнаму, кстати. И снова загадка: Вьетнам может расплатиться, но в это же время Минфин рассчитывает продать их долги подешевле. То есть добровольно отказывается от части денег в пользу предпринимателей. Нелогично и наводит на определенные подозрения.
- Все просто, - подтвердил наши догадки Андрей ЧЕРЕПАНОВ, бывший руководитель Департамента внешнего долга Минфина. В те годы он был начальником осужденного чиновника. - На этом рынке обитает множество компаний, которые специализируются на долгах стран и неплохо зарабатывают на этом. Практика переуступки долгов существует в других государствах. Там это делается ОТКРЫТО. Собираются предприниматели, и объявляются торги на повышение. Их прозрачность позволяет надеяться на хорошую прибыль для бюджета. Да и чиновнику негде подзаработать.
У нас же переуступка долгов обладает серьезным коррупционным потенциалом. Все делается в режиме максимальной закрытости. Некоторым чиновникам выгодно, чтобы как можно меньше людей знали про это. Продавая долги дешевле их реальной стоимости, они вполне могут рассчитывать на неплохую маржу в собственный карман. Естественно, что долги, за которые ответственны госслужащие, перепадают их знакомым. Да вы и сами замечали наверняка, что ряд бывших высокопоставленных сотрудников Минфина после увольнения оттуда начинают жить очень красиво, покупая, к примеру, сырьевые компании. Но их почему-то не трогают ни Счетная палата, ни прокуратура, хотя все злоупотребления лежат буквально на поверхности.
Зато раскрутили дело Михайлова. А ведь та злосчастная справка не была даже подписана, а значит, и вовсе не являлась документом. На самом деле ничего копать не надо, просто взять и проследить, как правительство продавало долги, проводило залоговые «аукционы». Или вообще прекратить продажу долгов и жестко поставить условие перед должником: хорошо, нет у тебя сегодня денег, расплатись недвижимостью, природными месторождениями и землей.
КСТАТИ «Нам от силы вернут четверть долгов...»
Директор департамента стратегического развития компании ФБК Игорь НИКОЛАЕВ:
- Единственная официальная цифра, которая есть по тем долгам, датируется 1 января 2005 года, они зафиксированы в бюджете России на этот год. Если исходить из них, то можно заметить, что американские операции по установлению демократии в ряде стран наносят нам колоссальный ущерб. Ирак, Афганистан... А они нам должны и вряд ли вернут. Сирия, Северная Корея, Замбия, Эфиопия... Шансов на возвращение долгов почти нет. Кубу возьмите... Они вообще вопрос о погашении долга не рассматривают. Так что и о переуступке речи быть не может - кто их купит?
Индия - другое дело. Она активно погашает долги. Вьетнам может вернуть, Иран.
Думаю, что из 80 миллиардов мы от силы можем вернуть четверть.