"Гроза дачников, владельцев парковок, хозяев металлургических комбинатов Олег Митволь, замглавы Росприроднадзора, решил взяться за “Транснефть”. После случившейся в выходные аварии на магистральном нефтепроводе “Дружба” он объявил, что монополия не в состоянии обеспечить безопасную эксплуатацию трубопроводов, и потребовал от нее полной замены труб на участке свыше 700 км. Эксперты считают, что это будет стоить монополии сотни миллионов долларов и выльется в существенное повышение тарифов на прокачку нефти.
Нефтепровод “Дружба” действует уже более 40 лет, проходит через 10 стран, пересекает сотни больших и малых рек, тысячи автомобильных и железных дорог. Сегодня в систему магистральных нефтепроводов “Дружба” входит 8900 км трубопроводов, 45 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн кубометров нефти.
Вчера Минприроды и Министерство по чрезвычайным ситуациям объявили о случившейся 29 июля аварии на участке магистрального нефтепровода “Дружба”. По данным чиновников, ЧП случилось в 5 часов 20 минут по московскому времени в 2 км от населенного пункта Красная Слобода Суражского района Брянской области на участке нефтепровода Унеча — Полоцк. Согласно сообщению трубопроводной монополии, в результате прорыва трубы произошел разлив нефти на площади 340 кв. м в объеме 48 куб. м.
А вечером на место аварии прибыл замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, который после краткой инспекции принялся громить “Транснефть”. Техническое состояние трубопроводов находится в плачевном состоянии, заявил он “Ведомостям”. “Многие переходы в нитках трубопровода построены с нарушением технологии: часть идет по суше, а часть — под водой. Резкие перепады — это большой риск прорыва, особенно зимой, — говорит он. — Много и других опасных дефектов, в частности сварных швов”. Чиновник также отмечает, что в трубах очень высокое давление — около 43,5 кг на квадратный сантиметр — и “Транснефти” следует подумать о его снижении. По предварительным данным Росприроднадзора, из-за аварии из трубы вылилось около 100 т нефти.
По словам Митволя, только за последние четыре месяца на двух ветках этого нефтепровода (Унеча -Полоцк-1 и Унеча — Полоцк-2 общей протяженностью свыше 700 км) было выявлено 487 опасных дефектов. Эксплуатируются они с 1964 и 1974 гг. соответственно. С тех пор трубы на них не менялись. По мнению Митволя, те меры, которые предпринимает “Транснефть” для повышения надежности нефтепроводов, не могут обеспечить полной гарантии их безопасности. “Только чудом в этот раз нефть не попала в Днепр”, — негодует Митволь. Единственный выход из этой ситуации — полная замена труб на обоих участках в самом ближайшем будущем, считает Митволь: “Только так мы сможем спасти реку”. Как говорит чиновник, в ближайшее время будет рассчитан ущерб окружающей среде от аварии, после чего будет решаться вопрос о применении штрафных санкций к “Транснефти”. А в интервью “Прайм-ТАСС” он не исключил вероятности обращения в прокуратуру.
Представители “Транснефти” вчера были недоступны для журналистов. А на интернет-сайте компании появилось сообщение о том, что авария уже ликвидирована. Расстояние от места, где она произошла, до ближайшей реки Ипуть составляет 4 км, поэтому ее загрязнения не произошло, говорится в сообщении.
Замена труб может стоить “Транснефти” в зависимости от инфраструктуры и трассы от $500 000 до $1 млн за 1 км, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. “Для компании, которая сосредоточила свои усилия на строительстве трубопровода ВСТО, такие траты, несмотря на хорошее финансовое положение, несвоевременны”, — отмечает эксперт. Если “Транснефть” будет менять трубы на отрезке “Дружбы”, следует ждать увеличения тарифов за прокачку нефти, предупреждает Нестеров. Сейчас тариф в среднем по стране составляет $2,6-3,3 за баррель, напоминает он.
Разливы нефти из прохудившихся труб — нередкое явление. Так, около 10 т сырья разлилось в Самарской области 1 сентября 2005 г. в результате прорыва нефтепровода “Дружба-2”. Общая площадь загрязнения составила тогда 1500 кв. м. 30 января этого года произошла авария на магистральном нефтепроводе Холмогоры — Клин (Удмуртия). По сообщениям МЧС, вытекло около 3200 т нефти, при этом в первые минуты аварии высота фонтана нефти составила 35-40 м. 8 марта 2006 г. прорвало магистральный нефтепровод Нижневартовск- Курган — Куйбышев в Туймазинском районе Башкирии. Утечка нефти, по оценке МЧС, составила 20 т. По данным МПР Башкирии, общая площадь загрязнения — 11 га."