Саммит "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге доставил много радости и лидерам, и гостям, но еще больше возложил обязательств. Со стороны России, перед Россией и перед всем миром.
"Прошедший саммит был для Владимира Путина последним международным событием такого уровня, где он мог проявить себя и как хозяин, и как настоящий мировой лидер. Удалось ли это ему? В целом - вполне. Однако есть несколько сложностей, которым он - именно потому, что сильно старался - сам себя подверг, и они могут "всплыть" в будущем. В экономике это называется "эффект завышенных ожиданий". В данном случае они присутствуют в политике - внутренней и внешней - у Путина и по отношению к Путину.
Последствия в действии
Глобально их четыре. Первое - изменение позиций России и Франции в резолюции по Ближнему Востоку, которую лидеры приняли в воскресенье, и что подметили все. "Россия как председательствующая в G8 чувствует свою ответственность за обсуждение этой темы", - пояснил внешнеполитический помощник Путина Сергей Приходько.
И действительно, лидерам удалось принять неожиданно сильное заявление, при этом учтя пожелания всех стран. Например, США согласились на то, чтобы в документе присутствовала фраза: "Крайне необходимо, чтобы Израиль при осуществлении своего права на самооборону учитывал стратегические и гуманитарные последствия своих действий". Соответственно, для России прорывом был факт признания действий израильтян "самообороной". Кроме того, напавшие на Израиль были однозначно названы "террористами" и, наконец, что сам кризис стал "результатом попыток экстремистских сил дестабилизировать ситуацию в регионе". Подписантам также удалось отделить Ливан (точнее, его правительство) от южного сектора, где царствует "Хезболла". И хотя слова "Иран" и "Сирия" в документе отсутствовали (настояние Москвы), отсыл к ним был недвусмысленным.
Теперь многое зависит от развития ситуации непосредственно в регионе конфликта, а также от того, как поведет себя Россия, если в Совбезе ООН дело все же дойдет до отправки миротворцев на границу Израиля и Ливана и создания "буферной зоны". "Единый сигнал", как выразился британский премьер Тони Блэр, который был послан странами G8, то есть и Россией, автоматически наложил серьезные обязательства на дальнейшие практические шаги Москвы, и прежде всего в отношении Ирана.
Энергетический запал
Тема вторая, которая может потребовать не меньших действий, - энергетика. Ее Россия закладывала как одну из основных тем председательствования и не прогадала. Однако, несмотря на то, что в итоговом документе удалось без "кровавых боев" совместить разные подходы и видения, серьезные ожидания остались у всех участников. Например, американцы по-прежнему ждут ответа по Штокману, одному из крупнейших месторождений, которое Россия вот-вот должна отдать в разработку инвесторам.
Вообще-то должна была еще в апреле, но замешкалась, что истолковали однозначно: Москва увязывает Штокман с итогом двусторонних переговоров с США по вступлению России в ВТО. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко посыпал на саммите голову пеплом, признав, что сроки выдержать не удалось, но добавил, что не видит в небольшой сдвижке ничего страшного, ведь речь идет о таких громадных инвестициях. "Это для нас целый набор эпитетов "новый", - добавил он. - Новый продукт, новые технологии, новые рынки..."
Вместе с тем западные наблюдатели по-прежнему считают, что месторождение будет увязано с договоренностями России с Соединенными Штатами по ВТО, а именно на саммите переговоры застопорились. Сначала думали, что соглашение подпишут прямо там, но после многочасовых переговоров Герман Греф объявил: не получается. В качестве главного ступора он назвал невыполнимые запросы американской стороны по ветеринарным сертификатам на ввоз говядины и свинины. А российский су-шерпа в G8 Андрей Кондаков назвал этот подход "ВТО плюс" - то есть требования за рамками стандартных условий присоединения. Однако он был настроен оптимистично, поскольку в заявлении по торговле, одобренном "Восьмеркой", было сказано именно про "стандартные условия", что означало: дополнительных неожиданностей быть не должно. При этом официальные лица старательно избегали говорить про договоренности в финансовой и страховой сферах. Греф лишь успокоил: "Мы договорились, что до конца октября будет подписан протокол о завершении двусторонних переговоров, а до марта завершены многосторонние переговоры". Пунктом споров остается и Энергетическая хартия. Российская сторона была страшно довольна тем, что в итоговый документ по энергобезопасности удалось заложить такие понятия, как "стратегия потребления", "безопасность спроса" и "важность долгосрочных контрактов". А то они все время настаивали на безопасности поставок и предложения, поясняли российские переговорщики, а где гарантии, что наши массированные капвложения будут оправданны? В конце концов они согласились... Об этом говорил и Путин, когда в последний день сообщил: "Саммит удался". Однако и европейцы, которых прежде всего это и касается, продолжают настаивать на своем. Получается странно: обе стороны - Россия и ЕС - призывают не политизировать энергетический вопрос, а оперировать исключительно "коммерческими отношениями" и интересами сторон, т.е. продавцов, покупателей и потребителей. Но на деле каждый понимает это по-своему. Тем не менее, приняв документ, стороны ждут друг от друга практических шагов. Особенно их ждет Россия, настойчиво стремящаяся к распределительным сетям Европы. Это называется "обмен активами". Недавняя ситуация с Alcelor немножко взбесила Москву, и если она повторится в "святая святых" - газовой сфере, - может начаться очередной виток взаимных обвинений, принятие новых списков стратегических предприятий и т.д.
С другой стороны, энергетическим документом Россия и себя загнала в весьма приличные обязательства. Например, сразу несколько пунктов документа содержат пассажи об "открытости, прозрачности и конкурентности" всех "звеньев энергетической цепочки", включая обмен инвестициями, информацией, применение новых технологий. Кроме того, стороны "поддержали принципы Энергетической хартии", которую Россия подписала, но ратифицировать не желает, поскольку полагает, что документ не создает базы для долгосрочных контрактов именно со стороны потребителей. А уверенность поставщика, считает Москва, не менее важна, чем уверенность покупателя.
Что говорят, что слышат
Тема третья тесно переплетена с четвертым обязательством - внутренней обстановкой в России. Накануне и во время саммита российские организаторы превзошли сами себя и продемонстрировали невероятную открытость и готовность отвечать на любые вопросы. Даже международные пиарщики не могли припомнить случая, чтобы президент - хозяин международной встречи - дал 4 пресс-конференции за 3 дня. "На растерзание" журналистов были брошены все - от министра финансов Кудрина до министра обороны Иванова, от ответственной за гражданское общество Памфиловой до президентского управделами Кожина. Информации лились потоки. В какой-то момент стало казаться даже, что ее слишком много, и лучше бы сосредоточиться на ключевых темах, а не обсуждать все - от призыва в армию до IPO "Роснефти", от загранпаспортов в Чечне (грозненский журналист поведал, что с ними там большая проблема) до стратегической стабильности в России после выборов 2008 года.
Путин старался понравиться гостям и миру, и именно в этом может таиться некоторая опасность. Наивно ожидать, что мир, десятилетиями (если не веками) достаточно скептически воспринимающий большого холодного соседа, вдруг переменит оценки и возлюбит страну вместе с ее президентом. А в этой ситуации "эффект завышенных ожиданий" может сработать уже у Кремля. Не обнаружив вскоре большой любви к России со стороны европейской общественности или ключевых игроков международной политики, Москва может обидеться. Это отразится как на риторике внутри страны, так и на последующих действиях вовне.
Британская FT "оттопталась" на России вообще на следующий день после саммита. Один текст рассказывал о том, что россияне понимают демократию как радость потребления, а свободу слова - как возможность объявить о начинающейся распродаже. Что, к сожалению, в большинстве случаев - правда. Второй комментарий "пригвоздил" Россию по всем пунктам, по которым она старалась преподнести себя на саммите, - от ее сомнительной респектабельности как поставщика до качества ее экономики, от того, что Путин - мастер блефа, до того, что какая, к черту, это супердержава с ее вымирающим и спивающимся населением! Не по-британски жестко и безапелляционно...
К этому нужно добавить еще один серьезный момент: трое из семи лидеров пребывают в состоянии "хромых уток". Японский Дзюнъитиро Коидзуми должен смениться осенью, у Жака Ширака выборы в следующем году, у Джорджа Буша сначала выборы в Конгресс, а потом черед и его самого. К ним может добавиться четвертый - если Тони Блэр таки реализует свое намерение уйти досрочно. В ситуации смены лидеров становится более контрастной любая тематика, в том числе отношения с Россией. Это, конечно, будут "пляски" вокруг собственного общественного мнения, но, как известно, Россия щепетильна и в подобных ситуациях. Чужие игры с электоратом Путин порой воспринимает как личный выпад. Ну а его окружение чутко улавливает эманации начальника и тиражирует их по стране, которая, кстати, тоже скоро начнет "вползать" в выборы.
Абстракции свободы
Наконец, последнее. Увлекшись темой энергетики и окрыленная успехами саммита, Россия все же может переоценить значимость этой проблемы для мира. Действительно, сегодня так случилось, что мир озаботился темой стабильного энергоснабжения. Много факторов этому способствовало - от Ирака до Ирана, от послания Буша до последней холодной зимы в Европе. Но это не значит, что через 3-5 лет тема не станет в один ряд с десятком других, для мира не менее важных. К примеру, довлеть будет ситуация на Ближнем Востоке. Без энергетики невозможно поднять экономику, улучшить образование - это, может, не столько преувеличение, сколько недооценка других факторов. Россия вроде это понимает и подчеркивает, что энергосектор должен стать лишь локомотивом, а не панацеей, и все же, мягко говоря, она не продемонстрировала за последние годы явных позитивных сдвигов в других секторах. Энергетика, космос, военные и смежные наукоемкие технологии - вот то, что Россия провозгласила основой и источником своего развития. Но телевизоры - японские, автомобили - немецкие, продукты и вина (когда они наконец появятся в продаже) - французские, лекарства - английские, компьютеры - таиландские и малайзийские, унитазы - шведские, мобильные телефоны - финские и корейские. Свое - спутники, нефть и пиво. Для мирового лидерства в XXI веке явно мало.
Прагматичный подход - а тему энергетики можно отнести именно к таковым - казалось бы, позволяет более четко отстаивать свои интересы, их легче формулировать, зачастую можно выразить в цифрах. В отличие от абстракций типа "свободы", "демократии" и т.д. И все же именно они настигли участников саммита. Оказалось, в эпоху "чистых" торговых обменов вернуться невозможно. Мир рождает новые понятия и явления и требует к ним иных подходов, в необходимость выработки которых вовлекла себя в Петербурге и Россия.
Досье МН
ДОКУМЕНТЫ
- Заявление Председателя
- Совместное заявление глав государств - участниц "Группы восьми", Бразилии, Индии, Китая, Мексики, Южной Африки, Председателя Совета глав государств СНГ, Председателя Африканского Союза и руководителей международных организаций
- Глобальная энергетическая безопасность
- Образование для инновационных обществ в XXI веке
- Борьба с инфекционными болезнями
- Торговля
- Борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией
- Борьба с коррупцией на высоком уровне
- О работе с Африкой
- Декларация о борьбе с терроризмом
- Заявление об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом
- Декларация о сотрудничестве и будущих действиях по стабилизации и восстановлению
- Заявление по вопросам нераспространения
- Ближний Восток
- Доклад о глобальном партнерстве
- Доклад Группы по ядерной и физической безопасности "