Акционеры казахстанского банка “ТуранАлем” знают толк в инвестициях. Как удалось выяснить “Ведомостям”, еще семь лет назад они выкупили по 20% в бизнесах компании “Настюша” в России, Казахстане и Прибалтике. Вложив $15 млн в 1999 г., теперь они оказались совладельцами одной из крупнейших в России зерновых компаний с годовой выручкой $800 млн.
"В России компании “Настюша” принадлежат контрольные пакеты ОАО “Мелькомбинат в Сокольниках” и ОАО “Московский комбинат хлебопродуктов”, а также 15 региональных элеваторов и КХП. В 2005 г., по предварительным данным РСБУ, выручка всей компании (с учетом казахстанского и прибалтийского бизнесов) составила $800 млн. Российские активы контролирует ООО “Зерновая компания “Настюша”, 50% долей в котором принадлежат Людмиле Пинкевич, 30% — ее супругу Игорю Пинкевичу. По данным “Атона”, 11% зарегистрированного капитала банка “ТуранАлем” (БТА) контролирует семья погибшего в 2004 г. Ержана Татишева, 58% — группа казахстанских бизнесменов, 13,3% — банки Raiffeisen Zentralbank, ЕБРР, IFC и FMO. Консолидированные активы по МСФО на 31 декабря 2005 г. — $7,45 млрд, чистая прибыль — $109,87 млн.
Основные владельцы “Настюши” — супруги Игорь и Людмила Пинкевичи — долго хранили в тайне, кто их третий партнер по бизнесу. По данным неофициально распространяемого Единого государственного реестра юрлиц, в феврале 2006 г. 20% долей в компании владел гражданин Казахстана Кайрат Садыков. Разыскать Садыкова “Ведомостям” не удалось. Но торговля казахстанским зерном была одним из первых бизнесов “Настюши” в начале 90-х гг., а сейчас Пинкевичам в этой стране принадлежат 40,18% в ТОО “СП “Трансавто” и 80% в ТОО “Настюша”, которые вместе контролируют 16 элеваторов, 12 сельхозпредприятий, самолеты, офисы, дом отдыха и др. А в информационном меморандуме к выпуску облигаций входящего в “Настюшу” Мелькомбината в Сокольниках в феврале 2006 г. говорилось, что БТА дал $58 млн на покупку мелькомбинатов в 2004 г. и по сей день является крупным кредитором компании. Сейчас кредитный портфель “Настюши” в БТА, по словам Пинкевича, — $270 млн, еще $30 млн компания получила в Cargill Financial Services Intl. Inc. под гарантии БТА.
Оказывается, этим сотрудничество не ограничивается. Как рассказал “Ведомостям” гендиректор “Настюши” Игорь Пинкевич, Кайрат Садыков представлял интересы БТА: еще в 1999 г. банк выкупил 20% долей в компаниях группы в России, Казахстане и Прибалтике. “Нужны были деньги для развития бизнеса. За 20% банк заплатил по тем временам огромные деньги — $15 млн”, — вспоминает Пинкевич. С момента создания “Настюша” тесно сотрудничала с банком, продолжает он: еще в 1992 г. в Алем-банке (позже вошел в БТА) компания открыла свой первый счет. Сейчас интересы БТА вместо Садыкова представляет ООО “Атис групп”, уточняет Пинкевич.
Получить официальные комментарии в БТА вчера не удалось: письменный запрос “Ведомостей” там оставили без ответа, сославшись на окончание рабочего дня. Однако в феврале 2006 г. на вопрос “Ведомостей” об отношениях с “Настюшей” пресс-служба БТА сообщила, что компания для банка является обычным крупным заемщиком. Но о том, что “Настюша” тесно сотрудничает с банком с 1992 г., знает близкий к БТА источник, попросивший об анонимности. По его словам, в 1999 г. акции “Настюши” выкупил не сам банк, а его “ключевые акционеры”. “Для банка же "Настюша" — обычный заемщик”, — уточняет источник.
Пинкевич рассказывает, что представители БТА “постоянно участвуют в управлении компанией”. А близкий к БТА источник говорит, что для ключевых акционеров банка доля в “Настюше”, хоть и является портфельной инвестицией, — “важный актив”, в котором они “видят перспективы развития бизнеса и роста его стоимости”. Потратив в 1999 г. $15 млн, совладельцы БТА теперь являются и совладельцами бизнеса с годовой выручкой в $800 млн: за семь лет их вложения подорожали более чем в 10 раз. “Это сравнимо с вложениями в медиа на растущих рынках”, — говорит управляющий директор Delta Private Equity Кирилл Дмитриев. “Не побоявшись” поддержать компанию после российского кризиса 1998 г., совладельцы БТА сделали выгодное вложение, продолжает Дмитриев. Владелец крупного российского агрохолдинга подсчитывает, что исходя из годового объема продаж в $800 млн цена компании должна составлять “ближе к $400 млн”. “Получается, что 20% — это примерно $80 млн. Но в пять раз за семь лет — недурной рост капитализации”, — уверен он."