Отказ Генеральной прокуратуры РФ и Тверского районного суда Москвы реабилитировать последнего русского императора Николая II и членов его семьи, расстрелянных большевиками в июле 1918 года, вызвал неоднозначную оценку в обществе и средствах массовой информации. Кто-то усмотрел в этом отказ от восстановления исторической справедливости, другие утверждали, что реабилитация Николая II будет означать чуть ли не реставрацию самодержавия в России. Корреспондент «РВ» попросил адвоката Германа Лукьянова, представляющего интересы главы императорского дома, великой княгини Марии Владимировны, прокомментировать сложившуюся ситуацию.
"- Что послужило причиной подачи иска о реабилитации царской семьи?
- Думаю, весь ход исторических событий, произошедших в России за последние десятилетия, привел к такому решению. Наш народ, наконец, почувствовал необходимость в возрождении былого могущества, авторитета, вековых традиций своего Отечества. Наряду с восстановлением других, казалось бы, утраченных связей с прошлым, стало возможным и возвращение в жизнь современного российского общества представителей дома Романовых, находившихся после революции в изгнании. Когда в ноябре 1991 года глава императорского дома великий князь Владимир Кириллович впервые собирался прибыть в Россию, власти разрешили ему въезд на родину без визы. В феврале 1992 года вся семья великого князя была восстановлена в российском гражданстве, что позволило членам императорского дома ощутить себя полноправными гражданами своей страны.
Великая княгиня Мария Владимировна, ставшая главой императорского дома после кончины своего отца, регулярно посещает Россию. С каждым визитом расширяются круг деятельности императорской семьи, ее общение с соотечественниками. Под эгидой главы императорского дома было проведено немало культурных, благотворительных и общественных акций. Одним из основных направлений правовой деятельности великой княгини стало восстановление справедливости в отношении семьи императора Николая II, казненной большевиками.
- Как практически осуществлялась эта задача?
- Следует заметить, что только в 1996 году, спустя 78 лет после цареубийства, государственные органы, наконец, решились официально зарегистрировать акт гражданского состояния, констатировав сам факт смерти убитых членов царской семьи. Спустя три года Генеральная прокуратура РФ приняла решение о реабилитации великих князей Павла Александровича, Дмитрия Константиновича, Николая и Георгия Михайловичей, расстрелянных в Петропавловской крепости «за принадлежность к императорскому дому Романовых».
Это послужило своего рода прологом к инициированию вопроса о реабилитации императора Николая II и членов его семьи. Важное значение для великой княгини имела официальная позиция Русской православной церкви, причислившей царскую семью к лику святых в чине страстотерпцев. Патриарх Алексий II неоднократно заявлял, что процесс реабилитации царской семьи нужно как можно скорее завершить. В одном из интервью патриарх прямо сказал: «Непонятно, какие здесь могут быть принципиальные препятствия. Неужели в нашей стране найдутся люди, до сих пор считающие, что император Николай и его семья на самом деле были преступниками, достойными смерти?»
- Тем не менее нередко приходится слышать мнение, что святым никакая политическая реабилитация уже не нужна…
- Великая княгиня Мария Владимировна полагает, что реабилитация царственных мучеников необходима прежде всего для того, чтобы на смену бесконечной гражданской войне в Россию пришел наконец гражданский мир, чтобы никогда больше в нашей стране не было предпосылок для возникновения тоталитаризма, кровавых диктатур. Именно эти причины и побудили Марию Владимировну поднять вопрос о реабилитации Николая II и его близких, убитых большевиками.
Однако Генеральная прокуратура РФ отказала в реабилитации царской семьи. Примечательно, что высший правоприменительный орган страны в своем решении не ссылается ни на один закон и норму права. Дабы добиться справедливости и защитить честь, достоинство и доброе имя династии Романовых, глава императорского дома была вынуждена обратиться с заявлением в Тверской суд Москвы. Но справедливого и беспристрастного разбирательства дела так и не состоялось. Ни один довод, приведенный в обоснование реабилитации царской семьи, в суде не опровергнут, представленным доказательствам применения политических репрессий не было дано никакой юридической оценки. Таким образом, районный суд занял позицию Генеральной прокуратуры РФ.
Довод, которым аргументировал свое решение суд, достоин того, чтобы войти в анналы юриспруденции: убийство царской семьи, мол, было чисто уголовное преступление, а посему ни о какой политической оценке гибели Романовых не может идти и речи. Что ж, спорить с судьями, по крайней мере, в одном отношении не приходится: бандит остается бандитом, какие бы революционные лозунги он ни декларировал. Но, говоря «а», необходимо назвать и остальные буквы русского алфавита…
Расстрел Романовых был осуществлен не по понятиям криминальных братков, а по постановлению Уралсовета и одобрен решением ВЦИК – вполне официальных органов тогдашнего РСФСР. Исходя же из решения Тверского районного суда, приходится признать, что эти, до сих пор считавшиеся вполне легитимными, структуры государства рабочих и крестьян на деле были банальными уголовными шайками. Удивительно, что для суда не стали достоверным свидетельством совершенного злодейства и тома архивных документов, прямо указывающие на причастность к нему органов государственной власти.
- Судебный процесс широко освещался средствами массовой информации. Как вы оцениваете объективность журналистов?
- Действительно, ход судебного разбирательства активно обсуждается в прессе и на телевидении. При этом высказывался широкий спектр мнений, что, на мой взгляд, свидетельствует как о свободе слова в современной России, так и о возможности конструктивного диалога в целях установления истины. В то же время не раз приходилось видеть попытки политизации вопросов реабилитации царской семьи, ухода с правового поля. Одним из примеров не слишком удачной дискуссии стала телепередача «Судите сами», вышедшая в эфир 29 июня 2006 года. В ней приняли участие многие известные общественные и политические деятели - Н. Михалков, В. Илюхин, А. Проханов. Примечательно, что большинство участников программы поддержали необходимость реабилитации царской семьи на государственном уровне. Но в то же время передача оставила впечатление, что перед телекамерами вновь сошлись в непримиримой схватке «красные» и «белые», вольно или невольно продолжающие традиции гражданской войны.
К сожалению, для меня как адвоката было странно, что в передаче практически отсутствовала правовая, юридическая составляющая проблемы реабилитации царской семьи. Любопытно, но ни один из участников передачи не присутствовал ни на одном судебном заседании. В результате этого правовая позиция истца – великой княгини Марии Владимировны в передаче даже не была обозначена. Таким образом, не было выслушано мнение одной из заинтересованных сторон по вопросу о реабилитации царской семьи.
У меня сложилось впечатление, что нередко публичные лица, рассуждающие на тему убийства царской семьи, необходимости восстановить справедливость, делают это не столько ради установления истины и торжества справедливости и закона, сколько для саморекламы или, как ныне модно говорить, для пиара.
- Не означает ли реабилитация Николая II попытки вернуть идею монархизма в политическую жизнь России накануне парламентских и президентских выборов?
- Только очень недалекий или предвзятый человек будет утверждать, что реабилитация Николая II и его близких может означать реставрацию монархии, самодержавного строя. На самом деле речь идет лишь о восстановлении элементарной исторической справедливости по отношению к жертвам бессмысленного и жестокого русского бунта – трагедии, стоившей жизни миллионам наших сограждан, первыми из которых стали члены царской семьи, убитые в ночь на 18 июля 1918 года в Екатеринбурге. Думаю, восстановление исторической справедливости в деле последнего императора станет еще одним шагом на пути к духовному выздоровлению нашей нации.
- Как я понимаю, несмотря на решение районного суда, вы будете продолжать попытки добиться политической реабилитации Николая II и его близких?
- Конечно! В ближайшее время состоятся слушания в Московском городском суде. Хотелось бы надеяться, что на этот раз суд будет справедливым и нелицеприятным, ведь недаром в Евангелии сказано: «Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»…
Но если не будет поставлена финальная точка, то мы будем подавать кассацию в Президиум Верховного суда РФ, а в случае необходимости - в международные правоохранительные организации, в суд по правам человека в Страсбурге. Я глубоко убежден – истина должна восторжествовать…"