Пока обсуждаются планы создания новой российской военно-морской базы в сирийском порту Тартусе, главное командование ВМФ продолжает подготовку к перебазированию Черноморского флота из Крыма в Новороссийск. Как сообщает источник военного обозревателя «РВ», при этом Главный штаб и оперативное управление Военно-морского флота «исходят из реальной оценки обстановки, а не стремятся выдать желаемое за действительное».
"Впрочем, подготовительная работа по созданию условий для перебазирования флота идет уже давно. Основу ее составляет федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ в период 2005 — 2020 гг.», разработка которой началась еще в 2002 году. Правда, нужно заметить, что произошло это лишь несколько лет спустя, после заключения соглашения с Украиной о параметрах раздела флота и условиях его пребывания в Севастополе и Крыму.
Никто не хотел уходить
Столь длительная задержка объяснялась весьма просто: ни в Генеральном штабе, ни в Главном штабе ВМФ тогда на самом деле мало кто верил, что в условиях существующей энергетической зависимости «незалежной» возможен такой крутой поворот, который приведет к реальному исходу флота из Севастополя. Вся тогдашняя пронатовская риторика украинских политиков, состав которых, правда, претерпел изменения к нынешнему времени, воспринималась не более, как способ давления на Россию, с таким расчетом, чтобы сделать ее более уступчивой в вопросах тарифов на газ. Говоря иными словами, по мнению тогдашних аналитиков, речь шла не более чем об обыкновенном шантаже. Тем более, что арендная плата за пребывание российского Черноморского флота в Крыму стала сразу же приносить Украине и севастопольскому бюджету весьма ощутимый и, по тем временам, устойчивый доход. Примечательно, что все платежи даже в то, далеко не лучшее для российского бюджета время шли, как говорится, день в день.
У российских военных тогда были и другие веские основания рассчитывать, если не на дружественные, то, по крайней мере, партнерские отношения с украинской стороной. Дело в том, что, к примеру, как бы ни кипели страсти вокруг базирования российского флота в Севастополе, российские летчики палубной авиации регулярно прилетали в крымский город Саки, где проходили летом полный курс подготовки. Дело в том, что в Саках еще в советское время был построен специальный тренажер для отработки взлета и посадки на палубу авианосца. Сам же единственный российский авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», как известно, базируется на Северном флоте, где полярная ночь вносит существенный перерыв в тренировки летчиков.
Стоимость сакского тренажера – по сути реальной палубы авианосца со всем аэрофинишерным оборудованием - оценивается в несколько сот миллионов долларов. И украинское министерство обороны, понимая, что без летних тренировок навыки российских летчиков палубной авиации будут утеряны, как говорится, «не перекрывало» кран. Естественно, не бесплатно. Кстати, до сих пор не известно, смогут ли нынешним летом потренироваться российские летчики на этом тренажере.
Были и другие косвенные свидетельства того, что военный развод не будет окончательным и бесповоротным. Во-первых, Россия и Украина продолжали совместную эксплуатацию системы предупреждения о ракетном нападении, радиолокационные станции которой расположены в Мукачеве и Севастополе. Во – вторых, деятельность в рамках СНГ давала основание надеяться на дальнейшую более тесную военную интеграцию. В том числе, в рамках двусторонних военных отношений.
Но этим надеждам, как показывает практика последнего времени, не суждено было оправдаться. Последовательный курс нынешнего руководства Украины на вступление в НАТО делает пребывание российского военного флота в Крыму после 2017 года весьма проблематичным.
А, следовательно, со всей остротой ставит вопрос о перебазировании российского флота на российское черноморское побережье.
Программа или декларация?
В соответствии с правительственной программой проект переноса военно-морской базы из Севастополя реализуется в два этапа. Первый этап предполагает постройку в Новороссийске пункта базирования кораблей. Общие расходы ВМФ за этот период составят 6 млрд. рублей. В 2005 году на эти цели было выделено 900 млн. рублей.
На втором этапе планируется построить второй пункт базирования, который, по словам бывшего главкома ВМФ В. Куроедова, должен разместиться «чуть южнее». Но за Новороссийском практически нет мало-мальски пригодных для надежного базирования мест. При этом, по мнению экспертов, затраты на строительство одного причала составят порядка 150 млн. рублей.
Но есть и иная точка зрения на этот счет. Ее высказывают авторитетные эксперты. Например, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Э. Балтин вообще считает, что погодные условия – знаменитые бора (внезапно налетающие ветра большой разрушительной силы) - не позволяют строить базу в Новороссийске, там в лучшем случае может располагаться пункт маневренного базирования. Что касается других районов, к примеру, города Туапсе, то размещение здесь военных кораблей поставит крест на местных курортах.
По мнению экспертов, новая база может быть построена в районе Соленых озер. Но для этого потребуется провести значительные по масштабам дноуглубительные работы, а затем срыть песчаную косу, отделяющую озера от моря. В этом случае военно-морская база будет существовать самостоятельно и сможет обеспечить свою более надежную защиту. Кроме того, в этом районе есть все необходимые транспортные коммуникации, использование которых позволит не увеличивать общую нагрузку новороссийского транспортного узла. Сама же база будет напоминать крымский пункт базирования Донузлав, который российский флот передал украинскому в ходе раздела.
Впрочем, есть и вариант совместно использования Соленых озер с гражданским флотом, что, в свою очередь, может привести к удешевлению строительства. Но эти проекты, похоже, правительство и военное ведомство даже и не рассматривает. Причина одна – необходимость значительных финансовых и материальных средств, которые по своим объемам превосходят федеральную программу. Да и срок возведения военно-морской базы значительно превосходит 2017 год.
Город торговых моряков
По словам главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала В. Масорина, уже сейчас необходимо решать вопросы по строительству современной военно-морской базы, отвечающей требованиям XXI века. Есть уже даже и приблизительные расчеты – создание базы в Новороссийске обойдется федеральной казне в 40 млрд. рублей.
Не так давно гидрографическое судно Черноморского флота «Челекен» провело, как сообщают официальные источники, «исследования будущих мест базирования ЧФ». Таким образом, флотское начальство от деклараций о намерениях переходит к конкретным делам. Примечательно, что именно с этим гидрографическим судном связан один из наиболее драматичных инцидентов во время раздела Черноморского флота, когда дело чуть было не дошло до попытки его вооруженного захвата.
В самом городе Новороссийске, будем откровенны, будущий приход военных моряков вызывает противоречивые чувства. Дело в том, что для этого морякам гражданского флота придется существенно потесниться у своих причалов, число которых по объективным обстоятельствам ограничено. Да и уровень безопасности самих погрузочно-разгрузочных работ от пребывания военных кораблей, понятно, не станет выше. Добавьте к этому наличие крупнейшего нефтяного терминала, и опасения экологов не будут выглядеть столь уж надуманными. А за этим следуют весьма существенные потери не только для судовладельцев, но и городской казны.
В настоящее время в порту Новороссийск действуют несколько стивидорных компаний. Порт перерабатывает ежегодно до 75 миллионов тонн различных генеральных, навалочных и наливных грузов, через его терминалы проходит 20% от общего экспорта нефти и нефтепродуктов из России. И эти показатели будут и дальше возрастать.
Как скажется присутствие флота на развитии порта – по сути основных южных морских ворот России? Видимо, поэтому во время недавнего посещения Новороссийска адмирал В. Масорин прямо заявил, что командование ВМФ будет уделять большое внимание экологической безопасности и эстетике новых объектов, которые оно намерено возводить. По его словам, флот не будет строить в Новороссийске топливные базы и закладывать склады боеприпасов. Главком ВМФ с пониманием относится к тому, насколько тяжело местному руководству выделять землю для флота, ведь она здесь имеет весьма большую ценность и включена в хозяйственный оборот.
Поэтому флот будет довольствоваться малым. Сейчас решается вопрос о небольших, но очень важных участках, на которых будут располагаться не только военные сооружения, но и сами флотские городки. В целом же военные моряки намерены не нарушать красоту Цемесской бухты. Впрочем, есть и более существенные аргументы в пользу предполагаемого перемещения. Сегодня флот вкладывает в Севастополь почти пять миллиардов рублей. В случае перебазирования эти средства останутся в южном регионе России. И в какой-то мере компенсируют выпадающие доходы. С другой стороны, в Новороссийске понимают, что надежная защита побережья немыслима без сильного флота. Тем более, что почти рядом находятся потенциальные «горячие точки» Закавказья.
Новороссийск получает и шанс стать международной военно-морской столицей Черного моря. Недавно командование ВМФ России выступило с инициативой о создании в Новороссийске единого командного центра военно-морских сил стран региона. Этот вопрос, в частности, был поднят на недавнем заседании комитета командующих ВМС стран Черноморского региона.
А пока НАТО развертывает свои базы в Болгарии и Румынии и проводит военно-морские учения «Кооператив Мако 06» в румынских территориальных водах и в нейтральных водах Черного моря. В них в конце июня приняли участие военные корабли постоянной военно-морской группировки Североатлантического альянса в Средиземном море. Впервые в подобных маневрах действовал фрегат военно-морского флота Израиля.
Каким и когда будет исход российского Черноморского флота из Севастополя и Крыма, пока в точности не может сказать никто. Как, впрочем, и назвать число кораблей и судов, которые придут в Новороссийск в 2017 году, а может быть, и раньше. Ряд источников военного обозревателя «РВ» высказывает предположение, что к этому времени состав флота станет намного меньше, чем сейчас. Поэтому и соперничество за новороссийские причалы не будет уж столь напряженным. Но и влияние России в этом регионе не станет от этого более эффективным.
В 1918 году именно на внешнем рейде Новороссийска по приказу советского правительства были затоплены корабли тогдашнего Черноморского флота. Сделано это было из-за угрозы захвата флота со стороны кайзеровских войск. Теперь же из Крыма российский флот, судя по всему, теснит НАТО.
Когда верстался номер
Украина потребовала, чтобы в ходе предстоящего празднования Дня Военно-Морского флота в Севастополе на российских военных кораблях, принимающих участие в военном параде, были подняты украинские флаги. По мнению украинского МИДа, они «должны поднимать и нести в дополнение к своему флагу государственный флаг Украины как страны временного пребывания ЧФ РФ»."