В июньском номере влиятельного американского военного журнала Armed Forces Journal появилась публикация с интригующим заголовком "Каким в идеале должен быть Ближний Восток". Автор статьи - военный эксперт Ральф Петерс сетует на несовершенство границ между государствами, расположенными в Ближневосточном регионе, и предлагает вариант "справедливого" передела этих границ. Причем в случае такого передела, по мнению Петерса, в регионе наступят мир и гармония, а некоторые народы наконец обретут законную территорию для проживания. Учитывая серьезность и влиятельность журнала, несложно догадаться, что публикация новой карты ближневосточного мира имеет некую стратегическую подоплеку.
"Любопытно, что у американцев всё начинается с карт. Перед вторжением в Ирак в Штатах были опубликованы материалы с предложениями разбить Ирак на зоны, одну из которых предлагалось курировать США с Иорданией (будущая центральная зона оккупации), северную отдать союзникам и курдам (будущая северная зона, де-факто неподконтрольная Багдаду), южную держать в состоянии перманентного вялотекущего шиитского конфликта (будущая зона оккупации войск Великобритании и ее союзников наподобие Польши).
Не стоит забывать, что "оранжевой" революции в Киргизии предшествовали карты и "научно-исследовательские" аналитические работы по структуре киргизской оппозиции и точкам конфликтного потенциала в Киргизии.
Нет смысла подробно пересказывать предложения американского военного стратега, поскольку все хорошо отражено на второй карте "После". Лучше ее просто прокомментировать.
МОТИВАЦИЯ
Привести границы к состоянию "справедливых" - так в начале статьи. Этого недостаточно для американского электората. Поэтому в конце статьи дается более доступная и уже приемлемая цель - завершить бесконечный передел границ, тотальную войну и добиться долгого и устойчивого мира от Израиля и Палестины до Афганистана и Пакистана. Поставленный таким образом вопрос вполне может получить поддержку конгрессменов, сенаторов и половины населения США.
МЕТОДЫ
Исламский политический радикализм, борьба наций за самоопределение, реанимация исторических обид и национальных травм - вот три конька американской стратегии в регионе Центральной Евразии.
АРАВИЯ
Предложения выделить Мекку и Медину, а также окружающие их прибрежные и горные районы Саудовской Аравии в отдельное радикальное исламистское государство, марионеточное по факту и радикально антиамериканское и антизападное по риторике, появились еще в первой половине ХХ века. Однако лишь сейчас, когда Великобритания стала целенаправленно культивировать и опекать радикальные исламистские антикоролевские саудовские политические организации, выделение Мекки и Медины в отдельное исламистское государство стало выглядеть реалистичным.
КУРДИСТАН
Хотя границы "Большого Курдистана" в изложении лидеров курдского движения (условно проамериканских и условно пророссийских), а также военных аналитиков и этнографов различаются, однако различаются нерадикально. Вот и на этой карте Большой Курдистан создается за счет территорий Турции, Ирана и Ирака. Отметим, что ключевой вопрос в территориях вокруг озера Урмия (ныне Исламская Республика Иран). Кто контролирует Урмию и верховья ряда рек бассейнов Куры и Тигра, тот контролирует будущий водный речной канал из Каспийского моря в Персидский залив и окружающие долинные территории сразу нескольких стран. Озеро Урмия на карте отдано курдам. Парадоксально, но, возможно, курдский сепаратизм, ныне взращиваемый США, может оказаться, по крайней мере, безопасным для России. Еще неизвестно, какая политическая группа курдов может прийти к власти во вновь создаваемом государстве. Объективно предопределенная конфликтность и задачи экономической самодостаточности вынудят любое правительство Курдистана быть, по крайней мере, нейтральным к России.
Как главное отметим, что для контроля Кавказа, Каспийского моря и Персидского залива курды и арабы-шииты оказываются самыми важными американскими союзниками.
АЗЕРБАЙДЖАН
Азербайджанцам надо хорошо понимать, что создание Большого Азербайджана за счет Ирана и создание Курдистана за счет ряда стран - это последствия одной и той же военной стратегии. Опасной для будущего азербайджанской нации.
Помимо Ральфа Петерса, другие американские военные теоретики допускают, помимо Курдистана, создание независимой Талышской Республики для обрывания прямой сухопутной связи между Азербайджаном (ныне АР) и Северным Азербайджаном (ныне ИРИ) и для обеспечения отделения Нахичевани (Нахчывана) от АР. Для руководства АР важно, что любые соображения по судьбе Азербайджана будут для американцев вторичными на фоне соображений о Курдистане, Ираке и Иране.
АРМЕНИЯ
Арарат и озеро Ван - мечта любого армянского политического деятеля. Но гора Арарат и озеро Ван не могут быть взяты военным путем, они могут отойти Армении лишь по воле военной супердержавы. Пассионарность армянской нации сейчас достаточна для удержания Карабаха, но недостаточна для победы над турками, не говоря уже о крайне сложных отношениях между мировой армянской диаспорой и официальным Ереваном.
В ближайшие десятилетия России никак не может быть выгодна военная конфронтация с Турцией. Вспомним, что и в турецком обществе преобладают такие же настроения, а ряд художественных книг о прямой войне с США и союзе с Россией и странами Евразии стали бестселлерами.
Армении перекройка границ "по Ральфу Петерсу" реально не угрожает, а ссориться с Турцией России нежелательно.
БЕЛУДЖИСТАН
Государства Белуджистан не существует сегодня. Белуджские народы и племена - самые древние на территории Западного Ирана, Афганистана и Пакистана, родственные современным южноиндийским дравидийским народам. Позже они были вытеснены в горы и пустыни индоарийцами и тюрками. Собственно, сами белуджи сумели избежать ассимиляции исключительно потому, что эти земли не представляли экономического интереса.
Однако именно сейчас такой экономический интерес появляется. В первую очередь речь идет о контроле над стратегическими газопроводами из Каспийско-Среднеазиатского региона в Пакистан и Индию. Ряд возможных трубных маршрутов проходит по территории, населенной белуджами и брахуи, а также рядом с берегом должен пролечь подводный газопровод из Ирана в Индию. 6-7 миллионов белуджей и брахуи - вполне достаточно, чтобы при соответствующем внешнем финансировании и военно-технической помощи обеспечить на многие десятилетия новый "Кашмир", на этот раз вокруг пакистанского города Кветта, центра белуджских земель. В конфликте, помимо иранцев, гарантированно примут участие синдские и пуштунские племена, которым совершенно не понравится появление независимого Белуджистана. Поскольку у Китая рядом находится стратегический порт Гвадар, переданный правительством Пакистана под управление китайским компаниям, то можно ожидать и негласного вовлечения Китая. И американцам можно спокойно уходить, подобно британцам, из региона - мира не будет много десятилетий.
ВЫВОДЫ
Подытоживая, можно сказать, что за кадром остались несомненные экономические цели подобных американских планов. Это контроль в первую очередь за транспортировкой углеводородов и уже во вторую - за добычей нефти и газа, других полезных ископаемых.
Однако достижение этих экономических целей предлагается обеспечить не экономическими методами, а на базе националистического и этноконфессионального подхода, "конфликтологического" (всех рассорить и самим сесть на ключевые места). США пытаются стать не менее искусными в этом, чем когда-то была в регионе от Египта до Бирмы Британская империя."