На арене битвы за недостроенный башкирский химкомбинат "Полиэф" оказались с одной стороны "Сибур" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехим", с другой -базирующаяся в Подмосковье компания "Селена", являющаяся крупным трейдером на рынке нефтехимии. По итогам конкурса, устроенного Росимуществом, 100 процентов акций "Полиэфа" достались "Селене". Для оппонентов это стало неприятным сюрпризом, и сейчас они активно оспаривают сделку в арбитраже.
"Кому и зачем?
Башкирский завод "Полиэф" - перспективное приобретение, но требует солидных инвестиций. В будущем предприятие обещает стать единственным и неповторимым для российского химического рынка. На химкомбинате планируется выпускать терефталевую кислоту (ТФК) и полиэтилентерафталат (ПЭТФ), сырье для бурно растущего рынка пластиковых бутылок и полимерной упаковки. Если ПЭТФ в России уже начали производить, то ТФК (без которой невозможен выпуск ПЭТФ) импортируется в основном из азиатских стран. Причем пошлины на ввоз достаточно высоки. В итоге гранулы российского производства по цене получаются почти такими же, как готовая "западная" тара. Поэтому выпуск собственной терефталевой кислоты весьма перспективен, а с учетом размеров и динамики рынка пластиковых бутылок обречен на громадные прибыли.
Владельцы единственного в России предприятия, мощности которого рассчитаны на выпуск 230 тысяч тонн ТФК и 120 тысяч тонн ПЭТФ, могут контролировать отечественный рынок. Его объем котируется примерно в 500 миллионов долларов. Однако пока башкирский "Полиэф" числится в долгострое. По разным оценкам, для его запуска необходимо 150-200 миллионов долларов и три месяца монтажных работ, если начать их немедленно.
Хитрый маневр
До недавнего времени 100 процентов акций башкирского завода принадлежало государству. Но поскольку денег на достройку в госбюджете так и не смогли найти, в 2003 году было принято решение продать ценные бумаги частному инвестору. Несколько аукционов, объявленных Российским фондом федерального имущества (РФФИ), провалились из-за отсутствия претендентов. Тогда Фонд объявил торги по так называемой "голландской системе" уменьшения цены, а победителем признается тот, кто первым подаст заявку. Первоначально госпакет выставили за 4,7 миллиарда рублей. По условиям конкурса, если покупатель не находится, каждые три дня происходит уценка на 140 миллионов рублей. Прием заявок начался 31 января и должен был завершиться 18 апреля.
Интерес к приватизационным торгам проявили главные отечественные корпорации "Газпром" и "ЛУКОЙЛ". Причем нефтяники решили друг с другом не конкурировать и на паритетных началах создали совместное предприятие ООО "Отечественные полимеры". К нему после конкурса и должны были перейти права на башкирский завод. В начале марта ОАО "Сибур" (как "дочка" "Газпрома", занимающаяся нефтехимией) и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" получили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разрешение на покупку акций. Но ввиду отсутствия других конкурентов не торопились со сделкой, а ждали максимального падения цены.
Однако далеко идущим планам не суждено было сбыться. Хитрую тактическую комбинацию нарушили неожиданно появившиеся конкуренты. Это были представители базирующейся в Подмосковье компании "Завод "Селена", хорошо известной в профессиональной среде. Компания производит полиэтилен и является одним из крупнейших трейдеров на рынке нефтехимии. От имени ООО "Завод Селена" 23 марта, за два дня до решающего момента, в антимонопольную службу было направлено уведомление о намерении купить "Полиэф". А 25 марта заявка на покупку уже лежала в РФФИ. Поскольку в тот день других предложений не поступало, в соответствии с условиями конкурса был оформлен договор купли-продажи. "Полиэф" был продан за 3,038 миллиарда рублей - по цене, почти в два раза превышающей минимальную.
Для "ЛУКОЙЛ-Нефтехима" и "Сибура" известие о том, что башкирский завод уплыл буквально из-под носа, стало пренеприятным сюрпризом. К тому же досталось предприятие компании, которую гиганты в расчет не принимают. Сейчас проигравшие аукцион корпорации пытаются отыграть ситуацию. От их имени в Арбитражный суд Москвы поступил совместный иск к РФФИ и"Заводу "Селена" о признании сделки недействительной. Однако юристы оценивают перспективы этой судебной тяжбы как весьма сомнительные. "Селена" слишком хорошо подготовилась и провела практически военную операцию, в обстановке полной секретности собрав все необходимые согласования и тщательно подготовив бумаги. Несмотря на молниеносность, операция по покупке завода, по заключению антимонопольной службы, была проведена с соблюдением установленных условий конкурса. Ко всему прочему, опротестовать итоги аукциона по закону могут только участники, в данном случае сама "Селена" и РФФИ, или ФАС, но они уже высказали свое удовлетворение процедурами сделки. Как считают эксперты, чтобы в таких условиях выиграть процесс, оппонентам можно надеяться только на неформальные и дружественные отношения в суде.
Тройственный союз
Появившиеся сразу же после продажи слухи о том, что новый собственник "Полиэфа" - подставная фирма и действует в интересах третьих лиц, быстро развеялись. Компания "Завод "Селена" прописана в подмосковном Королеве и входит в ЗАО "Группа "Селена". Предприятие работает в сфере нефтехимии более 10 лет, имеет несколько предприятий пластпереработки. Большая часть бизнеса группы находится в Уфе и Казани, поэтому интерес к башкирскому "Полиэфу" не случаен.
На стороне "Селены" оказалось и правительство Башкортостана. В свое время республиканский бюджет активно финансировал строительство химкомбината. Сейчас по предварительной договоренности республике должна отойти часть акций "Полиэфа". Однако на ценные бумаги в обеспечение иска "Сибура" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехима" наложен судебный арест, и республика теряет экономическую выгоду.
До сих пор это не носило характера открытого противостояния, однако терпение республиканских властей может лопнуть. Местные власти заинтересованы в том, чтобы "Селена" развивала дальнейшее производство "Полиэфа" в Башкортостане. В Уфе говорят, что "Сибуру" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехиму" выгоднее использовать комбинат в основном как источник сырья для своих уже действующих предприятий в различных российских регионах. "Сибур" еще в 2003 году наладил в Твери производство ПЭТФ. Но из-за того, что терефталевую кислоту приходится импортировать (а именно ТФК является основной продукцией "Полиэфа" в Башкирии), рентабельность тверского предприятия крайне невысока. Впрочем, регионы всегда осторожно относятся к приходу гигантов: известно, что управляющие компании, и "Сибур" не исключение, платят налоги по месту нахождения управляющего офиса, а не там, где находится очередной актив.
Между тем "Селена", невзирая на юридические разбирательства, строит прогнозы относительно башкирского завода. Компания инвестировала в "Полиэф" 312 миллионов собственных средств. В октябре планируется запуск первой линии по производству тетрафталевой кислоты, для чего намечено вложить еще 1,5 миллиарда рублей. Однако сроки и в целом стабильность процесса во многом будут зависеть от исхода "приватизационного" конфликта.
Впрочем, аналитики не склонны ставить на простой исход в этом разбирательстве. Если в свое время такие "заклятые друзья", как "Сибур" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" смогли договориться вдвоем, то почему бы теперь не заключить тройственный союз. Как считают эксперты, "Селена" может начать сепаратные переговоры с одним из двух своих оппонентов. В этом случае кто-то из нефтяных монстров рискует остаться за бортом. Для проигравших это обернется существенными потерями. Одним словом, от мирового компромисса только все выиграют - и госбюджет, и промышленность, и сами собственники."