Перед родней главы МПС открыты все дороги. Особенно - железные
"Более хозяйственного министра, чем Николай Емельянович Аксененко, трудно встретить. Куда бы ни завела журналистская судьба, всюду находишь приметы страшной активности Аксененко, направленной на вложение денег в отрасли, казалось бы, не имеющие отношения к железной дороге. На Сахалине Николай Емельянович скупает порты и угольные разрезы. "Я вам дам денег, а вы мне 51% акций", - так обычно строится разговор министра с администрацией районов. Откуда же у Аксененко столько денег? Лишние деньги получаются из лихо поставленной хозяйственной деятельности министерства.
Но эта деятельность слегка пугает правительство. Девятого ноября оно в очередной раз отложило акционирование Министерства путей сообщения. Правительственные экономисты боятся отпускать главу МПС Николая Аксененко в независимые олигархи и настойчиво рекомендуют ему менее рискованные схемы привлечения инвестиций в железнодорожное хозяйство.
Подозрительность коллег обижает путейского министра. Но обида обидой, а реформа реформой. Николай Емельянович Аксененко, надо отдать ему должное, не отмахивается от советов посторонних, смело идет навстречу пожеланиям своих оппонентов. Ему, например, говорят: чтобы обеспечить приток инвестиций в железнодорожную отрасль, достаточно сформировать гибкую тарифную политику для участников рынка грузоперевозок. Если, допустим, для перевозки груза экспедитор использует всю инфраструктуру МПС, включая подвижной состав, то он обязан платить железной дороге по полному тарифу. Если же у транспортно-экспедиторской фирмы имеются, скажем, свои вагоны, то тариф должен быть снижен на "вагонную составляющую". А если состав из принадлежащих экспедитору вагонов тянет находящийся в его же собственности электровоз, то из железнодорожного тарифа логично исключить и "локомотивную составляющую". При таком подходе у участников рынка грузоперевозок появится стимул для активных вложений в железнодорожную отрасль.
Именно эту идею, в которую не раз тыкали носом главного железнодорожника, Аксененко и начал претворять в жизнь. Правда, по-своему. В качестве экспериментального объекта фигурирует созданная доброй рукой Николая Емельяновича транспортно-экспедиторская компания ООО "БалтТрансСервис". В аренду ей МПС щедро передало государственное имущество в виде локомотивов и вагонов. И стала эта компания самой богатенькой на всех стальных магистралях страны.
Начальникам железных дорог из Москвы полетели телеграммы за подписью заместителя министра Гришина. Вот одна из них (№ Д-10700 от 22.09.2000 г.) на имя начальников Юго-Восточной железной дороги И.С. Васильева и Северо-Кавказской - А.С. Богатырева: "На Юго-Восточной и Северо-Кавказской ж.д. обеспечить до 29.09.2000 г. заключение договоров на аренду локомотивов и локомотивных бригад с операторской компанией ООО "БалтТрансСервис".
Разумеется, железнодорожные начальники договоры, рекомендованные министерством, заключили и обеспечили в срок. Путем нехитрых бумажных манипуляций переданное в аренду фирме "БалтТрансСервис" госимущество в одночасье предстало уже как частное. А это уже повод для предоставления указанной фирме льготных тарифов. Льготы вышли немалые. Если по общей тарифной ставке перевозка одной тонны груза обходится в 40,44 доллара США, то для ООО "БалтТрансСервис", согласно распоряжению МПС, эта ставка была снижена в четыре с половиной раза - до 9 долларов! А провозная плата на общих основаниях составляет 5257,2 доллара, но для ООО "БалтТрансСервис" - всего 1170 долларов. Суммарная разница между общим тарифом МПС и льготными ставками превратилась в 101184 рубля экономии для ООО "БалтТрансСервис" с каждой перевозимой тонны груза.
Интересно, что же представляет собой компания, удостоившаяся таких поблажек от железнодорожного ведомства, в котором еще недавно и слышать не хотели ни о какой гибкой тарифной политике? В регистрационных данных ООО "БалтТрансСервис" указано, что эта компания, возглавляемая Владимиром Прокофьевым, зарегистрирована в городе Санкт-Петербурге по адресу: пр. Металлистов, 115. По случайному совпадению именно в этом городе на Неве начинал свое восхождение на министерский олимп Николай Аксененко. Зато другое совпадение вряд ли назовешь случайным: на поверку выясняется, что едва ли не весь менеджерский состав ООО "БалтТрансСервис" перешел на новую работу из компании "Евросиб", которой руководил племянник главы МПС - Сергей Аксененко. Этот факт во многом проливает свет на секрет успехов нового грузоперевозчика, который, по словам генерального директора ЦФТО МПС Виктора Величко, "хоть и существует всего один год, но, специализируясь на перевозках экспортных нефтепродуктов, практически отвечает тем требованиям, которые предъявляют к альтернативному перевозчику".
О том, как хорошо идут дела в компании, взахлеб рассказывал на недавней научно-практической конференции по демонополизации железнодорожного транспорта, состоявшейся в Красноярске, и генеральный директор ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев. По словам директора, и оборот локомотива у его фирмы завидный, и 10 составов цистерн в собственности, и прибыль в 35 процентов с каждой тонны перевезенного груза... В общем, лет пятнадцать назад повесили бы портрет товарища Прокофьева на министерскую Доску почета.
Правда, сделать его опыт достоянием всех желающих в МПС не спешат. Большинству потенциальных последователей "БалтТрансСервиса" в министерских льготах наотрез отказывают. Хотя среди них есть фирмы, казалось бы, еще более достойные поощрения. Взять транспорт-экспедиторскую компанию "Русский мир", в активе у которой несколько тысяч собственных, а не арендованных у государства железнодорожных цистерн. Или фирму "СФАТ", которая также пришла на рынок грузоперевозок не с пустыми руками.
Можно, конечно, предположить, что для эксперимента глава железнодорожного ведомства выбрал ту компанию, которой больше доверяет. Но дело в том, что это не первый эксперимент Аксененко по разгосударствлению имущества МПС, и не впервой избранными оказываются люди, связанные с министром семейными или дружескими узами. Именно отсюда и возникло подозрение, что акционирование нужно главе МПС для того, чтобы стихийный "семейный бизнес" оформить де-юре, подвести под него законодательную базу. Если задуманное Николаем Емельяновичем сбудется, Россия получит олигарха нового типа, который в отличие от своих коллег, скупавших куски госсобственности по дешевке, сумел вообще не потратиться на приватизацию железнодорожной монополии. "