Официальная повестка саммита «Большой восьмерки» не включает весь спектр острых вопросов, существующих во взаимоотношениях стран—участниц этого клуба. «Профиль» попытался разобраться, о чем будет идти речь на встречах глав государств G-8 в Санкт-Петербурге.
" Примерно за неделю до саммита «Большой восьмерки» (G-8), который пройдет в Санкт-Петербурге 15—17 июля, президент России Владимир Путин выступил с заявлением: «Россия пока не является членом ВТО, и единственной страной, с которой мы не договорились о вступлении, являются Соединенные Штаты, — сказал он на встрече с представителями Международной торговой палаты в Москве. — Если нам по каким-то причинам не удастся достичь договоренности, мы снимем с себя обязательства по договоренностям, которые мы не только приняли, но и исполняем, даже не являясь членами этой организации».
Ранее камень в американский огород кинули руководители «Газпрома» Алексей Миллер и Дмитрий Медведев, недвусмысленно дав понять, что американские компании могут не попасть в число участников проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Хотя в списке претендентов из пяти участников два представляют США и ранее считалось, что кто-то из американцев обязательно «выйдет в финал».
Конечно, без политики тут не обойдется. Но, думается, это в большей степени внешние проявления иной игры — экономической, которую Кремль сумел навязать остальным участникам G-8. У РФ есть ряд острых вопросов практически со всеми членами G-8 в бизнес-сфере. В официальной повестке они не числятся, но есть вероятность, что их будут обсуждать в кулуарах. Цена переговоров — десятки миллиардов долларов. В качестве бонуса к политическим дивидендам.
Энергобезопасность как она есть
Россия, председательствующая в G-8 в этом году, предложила обсудить проблему мировой энергобезопасности. Эта тема на первый взгляд казалась не очень острой, несмотря на сверхвысокие цены на нефть и газ: ведь проблем с поставками энергоносителей у развитых стран пока нет. Но Россия сама обострила этот вопрос. В начале года из-за проблем с Украиной и холодов некоторые страны ЕС получили российский газ не в том объеме и стали шумно возмущаться.
Затем Россия начала жестко прессинговать «оранжевые» республики бывшего СССР — Грузию, Молдавию и Украину, — добиваясь повышения цен на газ. Добилась. Но на Западе стали говорить, что Москва — ненадежный партнер и готова ради политической выгоды пожертвовать своими обязательствами по поставкам. Кремль обвинили в использовании энергоносителей как средства шантажа и давления. На это президент Путин ответил, что, мол, если кто-то хочет поддержать некоторых потребителей (намекая на ту же Украину), то пусть сам за них и доплачивает — миллиардов 3—5 долларов в год. Против такой логики тоже трудно спорить.
И если поначалу (в январе) казалось, что Россия зря подняла вопрос об энергобезопасности, то по прошествии времени в этом видится куда больше правомерности. Высокие цены на нефть и газ позволяют российским властям не только решать текущие внутренние социальные проблемы, но и чувствовать себя уверенно на мировой арене. Под крики о демократии и шантаже Кремлю удалось перевести дискуссию в иную плоскость. Россия говорит, что под энергобезопасностью должны пониматься не только гарантии поставок энергоносителей, но и гарантии спроса. Экс-советник президента Путина по экономике Андрей Илларионов оценивает это скептически. «Россия вдруг заговорила о безопасности спроса, то есть о гарантиях приобретения ресурса в том или ином объеме. Это плановая экономика! — удивляется он. — Почему нет, к примеру, мебельной безопасности? Или обувной? В смысле гарантий на поставку мебели или обуви?» Действительно, гарантировать спрос в рыночной экономике никто не может, ведь свобода потребителя лежит в ее основе. Но Россия навязала такую постановку вопроса остальному миру. И пусть он с этим не соглашается, но спор-то идет в нужном Кремлю русле. И русло это простое.
Конфета в потном кулачке
Российским энергокомпаниям, и прежде всего «Газпрому», нужны гарантированные рынки сбыта. Для этого необходимо сохранить систему долгосрочных контрактов, применяемых в работе с партнерами, против чего возражает ЕС. А для этого нужно, чтобы «Газпром» контролировал хотя бы часть рынка сбыта газа конечным потребителям в ЕС. Значит, монополия должна купить или поменять на что-то энергоактивы в Европе. Европейцы и американцы сами уже включились в эту игру. Они считают, что могут добиться от России доступа к ее ресурсам в обмен на доступ на рынки. Сейчас стороны активно торгуются на сей счет. Но проблема в том, что Москва не отдаст иностранцам контроль даже над частью крупных месторождений. В скором времени планируется принять закон «О недрах» и «Об иностранных инвестициях», которые введут ограничения на участие иностранцев в стратегических отраслях и проектах разработки крупных месторождений. Миноритарные пакеты — вот что достанется иностранцам. Не получат они и доступа к газотранспортной системе, навязав РФ Энергетическую хартию и протокол о транзите к ней. Российские власти не ратифицируют эти документы. А буквально накануне саммита Госдума приняла закон о едином экспортном канале газа, которым признается «Газпром» или его стопроцентная «дочка».
Владимир Путин охарактеризовал переговоры с западными странами на этот счет так: у нас «конфета в потном кулачке», а что вы нам взамен дадите? На самом деле иностранцам пора понять, что конфета давно не в кулачке, а за щекой, и уже почти проглочена. В лучшем случае дадут фантик облизать. Европейцы, конечно, в торговых войнах собаку съели. Но отдельные компании различных стран решают задачи развития своего бизнеса. Например, для немецкого концерна BASF или итальянского ENI обмен активами с «Газпромом» — большая деловая удача.
Американцы останутся с носом?
Но пока таких обменных операций между «Газпромом» или другой российской компанией немного. Единственный проект, находящийся на стадии завершения переговоров, — это упомянутый Штокман.
Проект масштабный. Доказанные запасы газа месторождения оцениваются в 3,7 трлн. куб. м, план разработки предусматривает ежегодный объем добычи около 70 млрд. куб. м природного газа и 0,6 млн. тонн газового конденсата. Это сопоставимо с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу — Норвегии. В сентябре 2005 года в шорт-лист «Газпрома» вошли Chevron, ConocoPhillips (обе — США), Hydro, Statoil (обе — Норвегия), Total (Франция). В «Газпроме» подчеркивали, что главным рынком сбыта для сжиженного природного газа (СПГ) Штокмана являются США. И эксперты полагали, что в конечный список войдут норвежцы, как носители опыта по добыче углеводородов в сложных условиях северных морей, и американцы, как гаранты сбыта и обладатели мощностей по регазификации СПГ.
Но недавно выяснилось, что все не так и американцев, скорее всего, в консорциуме (контрольный пакет которого отойдет «Газпрому») не будет. «Проект разработки Штокмановского месторождения не нацелен на американский рынок — это обычный коммерческий проект», — заявил вдруг 30 июня глава совета директоров «Газпрома», первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Председатель правления компании Алексей Миллер уточнил, что «главным критерием отбора победителей является критерий обмена активами». «Практически все компании сделали предложения по активам, которые представлены в down-stream (переработка и сбыт. — «Профиль»), регазификации, сбыту, маркетингу на североамериканском рынке. Но вот вопрос: имеет ли смысл включать эти активы в размен? Наш анализ показывает, что, может быть, — подчеркиваю, может быть, — имеет смысл такого рода активы всем участникам консорциума вместе приобретать на рынке. Есть предложения от компаний Sempra, British Gas по участию в части регазификационных терминалов, сбыте. Эти компании не претендуют на участие в добыче, строительстве заводов по сжижению газа. Мы изучаем эти предложения. Взвешиваем, смотрим, решаем, какие активы на что менять», — сказал Алексей Миллер.
Если перевести это на более понятный язык, выходит следующее. «Газпром» сомневается, что ему нужны американские участники с их регазификацией и маркетингом. Это он может получить, не беря Chevron и ConocoPhillips в долю. Но с чего это вдруг американцы стали ненужными? Может, потому, что «единственной страной, с которой мы не договорились о вступлении, являются Соединенные Штаты»? То есть сигналы в США ушли, торг продолжается. «Конфетный» подход Кремля в действии: вы нам — ВТО, мы вам — долю в Штокмане. Только мы становимся полноправным участником ВТО и на наших условиях, а вы от Штокмана получите лишь деньги (фантик), и все.
Спорные финансы
Главная преграда, которую возвели США на пути России к ВТО, — вопрос о полной либерализации нашего финансового и страхового рынка. Россия готова лишь на частичный компромисс. Весной Москва приняла решение после своего вступления в ВТО увеличить квоту участия иностранных финансовых организаций в уставных капиталах страховых компаний с нынешних 25% до 50% и ввести 50-процентную квоту в банках. Наши переговорщики готовы пообещать, что через пять лет после вступления РФ в ВТО нерезиденты смогут на 100% участвовать в капиталах страховых компаний, занимающихся обязательным страхованием. Получить в полное владение компанию по страхованию жизни иностранцы смогут лишь через семь лет.
Основное требование американцев — пустить на российский рынок филиалы зарубежных банков и страховых компаний (сейчас им разрешено работать только через «дочек»). Но, как сказали «Профилю» в Минэкономразвития, «российская делегация не считает возможным даже обсуждать эту тему». Потому что якобы приход филиалов иностранных банков поставит российских финансистов в неконкурентные условия: наша банковская система еще слишком молода, банки имеют низкую капитализацию и не обладают транснациональной мощью зарубежных коллег, способных выдавать более дешевые и длинные кредиты. То есть возникает угроза потерять контроль над отраслью. Важно и то, что филиалы нерезидентов живут по законам своих стран и не подчиняются российским. Они не обязаны предоставлять финансовую отчетность нашему ЦБ, а значит, контролирующие этот рынок органы не имеют возможности отслеживать движение их капиталов.
Российские чиновники упорство американцев вообще расценивают как дело политическое, поскольку иностранцам уже обещана достаточно большая квота на участие в капиталах российских финансовых структур. Более того, существующая ныне квота в 25% до сих пор иностранцами не выбрана. По данным ЦБ, на 1 апреля 2006 года доля иностранного капитала в российских банках составляет 11,95%, а без учета косвенного владения российскими резидентами — около 10,5%.
Автора!
Одним из пунктов, по которым у РФ также не закрыты переговоры с США по ВТО, остается защита интеллектуальной собственности. «Для американцев наше пиратство — серьезная проблема, они теряют около миллиарда долларов, — рассуждает Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН. — Ну а мы будем говорить, что уже многое сделали и будем дальше над этим работать. Думаю, это будет не очень долгий разговор». Претензии к России по поводу защиты авторских прав предъявляют не только США.
«Защита интеллектуальной собственности часто упоминается как один из основных вопросов в отношениях Россия—США, — рассказывает Советник по экономике представительства Европейской комиссии в Москве Антонио Паренти. — Нам бы очень хотелось улучшений в части применения существующих законов, особенно в том, что касается способности российских властей более эффективно бороться с нарушением авторского права, собственности на торговые знаки. Это касается не только таких «модных» тем, как диски, DVD или программное обеспечение, но и фармацевтических продуктов. Европейские производители обнаруживают на рынке копии своей продукции, иногда с активными компонентами, которые полностью отличаются от оригиналов».
Татьяна Монэгэн, генеральный секретарь Российского национального комитета Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса, говорит, что «сегодня Россия активизировала усилия по решению этого вопроса на законодательном уровне. Сейчас США не устраивает правоприменительная практика. Но в стране применяются меры для ее укрепления. Все остальные вопросы в основном решены». По ее словам, весь вопрос в том, что «Россия — привлекательный рынок для Америки. Поэтому США оказывают давление на Россию, чтобы в конечном счете иметь доступ к российскому рынку на выгодных для Америки условиях».
«Процесс вступления в ВТО достаточно политизирован. Не думаю, что в действительности вопросы экономической политики являются таким уж серьезным препятствием, — говорит аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский. — Проблема интеллектуальной собственности, скорее всего, будет обсуждаться, но почему-то кажется, что точку в переговорах можно поставить в любой момент».
Крестьянские страдания
ЕС и Америка могут предъявить России претензии по поводу нетарифного регулирования импорта. В последние два-три года наша страна частенько вводила запрет на ввоз товаров растительного и животного происхождения, ссылаясь на их несоответствие ветеринарным или фитосанитарным стандартам.
По мнению депутата Госдумы Виктора Семенова, в прошлом министра сельского хозяйства РФ, «многие страны в таких случаях не всегда понимают, что происходит: предыдущие годы наша страна была настолько открыта, что по отдельным позициям превратилась в мировую помойку — сюда свозилось все, что залежалось в других местах». Пару лет назад американцы подняли шум из-за того, что были прекращены поставки производимого там мяса в нашу страну. А когда их дипломаты стали разбираться, оказалось, что поставщики из США хронически неправильно оформляли ветеринарные свидетельства. Тем не менее, по словам Семенова, иногда эти запреты у нас возникают настолько резко и неожиданно, что даже отечественных товаропроизводителей это стало беспокоить: невозможно планировать бизнес.
Германия и Франция могут в очередной раз поинтересоваться, почему в РФ сохраняются страновые квоты по импорту мяса, где тотальные преимущества имеет Америка. Россия с 1998 года ограничивает ввоз мяса на свою территорию, поддерживая отечественных производителей. С 2003 года Россия ввела квоты на импорт всего мяса в страну — это специальная защитная мера, она ежегодно пересматривается. Например, в прошлом году импортерам всех стран была дана возможность ввезти в Россию не больше 1 млн. 50 тыс. тонн мяса птицы. Гигантская доля этой квоты ежегодно достается Америке. Весной прошлого года РФ подписала соглашение с США «О торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины», разрешив американцам ввоз товара сверх квот, правда, таможенная пошлина на эти «излишки» установлена в 62,5% от стоимости товара, но к 2009 году она должна снизиться до 50%.
Скорее всего, Россия не упустит шанса в ответ предъявить претензии ЕС за излишнее дотирование своих фермеров и экспортеров сельхозпродукции, что создает недобросовестную конкуренцию. Так, производители зерна в Европе получают от своего государства по 63 евро за каждую выращенную ими тонну. В ЕС используют еще один рычаг воздействия на рынок: в урожайные годы, едва конкуренты начинают поднимать голову, они выдают собственным трейдерам зерна повышенные субсидии. Конечно, возможность применять меры для поддержки своих фермеров каждая страна выторговывает для себя сама при вступлении в ВТО. И у стран-старожилов «глобального клуба» гораздо больше полномочий, чем у новичков. Те же США, Япония и ЕС имеют столь широкие возможности по субсидированию фермеров, что даже не выбирают свои лимиты. У России таких возможностей изначально нет.
Махну серебряным тебе крылом
Застарелый вопрос в наших отношениях с Евросоюзом — «транссибирские перелеты». За беспосадочные пролеты над российской территорией взимается плата — около 250 млн. евро ежегодно. Европейцам вольно летать в обход РФ. Правда, они не летают: «крюк» повысит стоимость перелета на 10—15%, увеличив и длительность.
«British Airways платит за право пролета над транссибирскими маршрутами. Эти выплаты очень обременительны для нашей авиакомпании. Но мы думаем, ситуация может измениться: ведь если Россия вступит в ВТО, то плата, взимаемая с иностранных авиакомпаний за пролет над транссибирскими маршрутами, значительно уменьшится», — сказал «Профилю» региональный коммерческий директор British Airways по Северной и Восточной Европе Эндрю Хэмманс.
Итак, ЕС — за отмену платежей, Россия — против. «Переговоры по этому вопросу продолжаются. Были переговоры в начале июня, будут, возможно, в конце июля. Это вопрос, в котором мы двигаемся в правильном направлении, — но он еще не закрыт», — говорит Антонио Паренти. «ЕС постоянно включает этот вопрос во все переговоры. В основном это рычаг для выторговывания уступок по каким-то другим, более серьезным проблемам», — полагает директор департамента по связям с общественностью ОАО «Аэрофлот» Лев Кошляков.
Другой «авиационный» вопрос, который мог бы всплыть на саммите,— борьба европейского Airbus и американского Boeing за контракт с российскими авиаперевозчиками, прежде всего «Аэрофлотом», который в середине прошлого года объявил тендер на покупку 22 дальнемагистральных самолетов. Сумма сделки может достигнуть $3 млрд. Учитывая, что в ближайшие десятилетия почти весь российский авиапарк потребует замены, потенциальные контракты вообще потянут на десятки миллиардов долларов.
На финальной стадии тендера «Аэрофлота» остались как раз Boeing и Airbus. Эксперты не исключают, что тема аэрофлотовского контракта может возникнуть в Санкт-Петербурге. «Airbus и Boeing — это более облегченный, чем транссибирские перелеты, вопрос, он лежит на поверхности. Я думаю, вполне возможен обмен репликами по поводу этого контракта, возможно, достаточно острый, — говорит Лев Кошляков. — Не исключаю, что может быть дружеская перепалка между европейцами и американцами».
Говоря об «авиационных вопросах», которые могут обсуждать участники саммита в Петербурге, нельзя не упомянуть и проблему пошлин на импортные гражданские воздушные суда. В ВТО в 1996 году было подписано соглашение, что гражданская авиационная техника не подлежит обложению НДС и таможенными пошлинами. В России же на нее платится не только НДС, но и 20% таможенной пошлины. Россию, как потенциального участника ВТО, вынуждают пошлины отменить, а правительство обещает отменять постепенно, к 2013 году.
Вместо послесловия
По неофициальной информации, ближе к концу саммита все же может быть подписано соглашение с США по ВТО. Тогда же может быть оглашен и состав участников Штокмановского проекта. Если же с США договориться по ВТО не удастся, то в Штокмане американцев почти со 100-процентной вероятностью не будет. Возможна также «месть» в виде сокращения квот для США на импорт в РФ мяса
СМИ о встрече «Восьмерки»
(29 июня — 5 июля 2006 года)
В своеобразном рейтинге интереса, проявленного к предстоящей встрече G-8 в различных контекстах, лидирует телеканал «Россия»*. Разница между другими ведущими телеканалами не слишком значительная (см. график).
Общим для всех каналов стал интерес к трем основным темам:
— саммит религиозных лидеров (и письмо-обращение к участникам G-8);
— совещание министров иностранных дел стран «Большой восьмерки».
Именно в контексте этих тем упоминался предстоящий саммит G-8 в большинстве случаев (около 80% сюжетов). Практически все сюжеты не носили какого-либо выраженно негативного характера с точки зрения позиций России на предстоящем саммите. Кроме того, в рамках каждой из названных тем около одной трети сюжетов имели характер развернутых репортажей (с цитированием участников, включениями корреспондентов и т.п.) и хронологически были расположены на первом и втором местах в эфире программ.
Различия в позициях каналов сводятся к следующим моментам:
— Первый канал — чаще других контекстов в сообщениях присутствует информация о гражданском форуме;
— «Россия» — наиболее частый контекст — о ходе встречи религиозных лидеров, причем со значительной долей развернутых репортажей об этом событии. Вообще, для канала было характерно активное привлечение участников событий в рамках всех трех названных выше главных тем;
— НТВ — несколько чаще упоминания G-8 были контекстно связаны с международной проблематикой и саммитом глав МИДов стран «Восьмерки». Кроме того, только НТВ неоднократно процитировало заявление президента Южной Осетии Э.Кокойты о возможных провокациях со стороны Грузии в дни проведения «Большой восьмерки».
— ТВЦ — больше других телеканалов уделил внимание объявлению правительства РФ о конвертируемости рубля, позитивно сказывающейся на имидже России как члена G-8.
Исследование проведено Аналитическим центром интернет-библиотеки СМИ Public.Ru по заказу журнала «Профиль».
* При подсчетах учитывались любые упоминания G-8 или «Восьмерки» в новостных и информационно-аналитических программах Первого канала, телеканала «Россия», НТВ и ТВЦ."