В последнее время всякий раз, как приближается саммит "большой восьмерки", возникает один и тот же вопрос: сколько стран и по каким экономическим и прочим критериям должно входить в элитный клуб - семь, восемь, двадцать? Ведь в отличие от Совета Безопасности ООН "восьмерка" не имеет официального статуса и поэтому может расширять свои ряды до каких угодно пределов. Дело осложняется лишь тем, что все страны по-разному отвечают на данный вопрос. Так что можно набрать сразу несколько элитных клубов, идеальных с точки зрения влияния на мировое хозяйство. Экономическая статистика позволяет составить весьма экзотические наборы стран.
"Как пройти в библиотеку?
Поначалу вопрос о формате вообще не стоял. В начала 70-х годов, во времена кризиса, случившегося после введения странами Персидского залива нефтяного эмбарго, США созвали экономический саммит, назвав его Library Group - "Библиотечная группа" (первая встреча прошла в библиотеке Белого дома). В число участников входили министры финансов США и их ближайших союзников - Великобритании, Франции, Германии и Японии. В 1975 году встречаться решили руководители стран. По инициативе тогдашних лидеров Франции и Германии Жискара д'Эстена и Гельмута Шмидта в парижском пригороде Рамбуйе главы стран клуба впервые обсудили вопросы глобальной экономики (министры финансов свой формат встреч сохранили, но в отличие от политиков проводят саммиты, как правило, дважды в год). В том же году Франция настояла, чтобы участником саммита сделали Италию. Испанцы до сих пор не могут простить этого Парижу, считая, что по экономическим показателям они не уступают итальянцам. В следующем году американцы предложили свою "Италию" - Канаду. За круглым столом оказались лидеры семи наиболее экономически развитых (на тот момент) государств мира.
После окончания холодной войны по настоянию Вашингтона в элитный клуб приняли Россию. После чего "мировое правительство" вроде бы приобрело законченный вид. Правда, в странах, оставшихся за рамками "восьмерки", взгляд на ее формат совсем другой. Да и внутри клуба по поводу возможного расширения (или, наоборот, сужения) рядов существуют разные точки зрения.
Надо признать, смуту внесло решение о принятии России. Случилось это в 1997 году - как раз накануне самого серьезного финансового кризиса в новейшей российской истории. Разговоры о том, что Запад таким образом дал России аванс с тем, чтобы поддержать проводимые в ней рыночные преобразования, мало кого убедили. "Восьмерка" - это что угодно, но только не благотворительная организация. Право находиться в ней не даруется, его можно только завоевать, опираясь на реальную силу (прежде всего экономическую) и тонкую дипломатию.
Недооценка ценностей
Дело в том, что формальных критериев для членства в клубе не существует. На практике же в расчет принимаются вклад страны в мировой ВВП и уровень ее влияния на глобальную экономику. Именно несоответствие нынешней "восьмерки" этому главному требованию и заставляет говорить о ее кризисе.
Если обратиться к такому, безусловно, заслуживающему доверие источнику, как статистическое издание ЦРУ Worldfactbook, то правильная "восьмерка" по состоянию мировой экономики на 2005 год выглядела бы так: США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Франция, Италия. Эксперты ЦРУ оценивают ВВП в долларах США с учетом паритета покупательной способности. Поскольку в том же Китае себестоимость продукции и услуг низка, ВВП Поднебесной равняется восьми с лишним триллионам условных долларов, составляя примерно седьмую часть мировой экономики. По этому показателю КНР уступает лишь Америке, обеспечивающей пятую часть мирового ВВП. Нетрудно заметить, что первую скрипку в глобальной экономике играют Северная Америка и Азия, Европа существенно отстает, что делает нынешнюю структуру официальной "восьмерки" неадекватной реальному положению дел.
Кстати, рассуждения о том, что Россию надо бы из клуба исключить, в том числе и по причине ее экономической слабости, не вполне обоснованны. ЦРУ ставит нашу экономику на девятое место в мире с объемом ВВП (по паритету) в более чем полтора триллиона долларов. От ближайшего конкурента - Италии - мы отстаем всего на сто с небольшим миллиардов, и можно не сомневаться, что уже по итогам этого года с полным основанием войдем в восьмерку крупнейших экономик мира.
Впрочем, для той "восьмерки", саммит которой состоится в конце этой недели в Санкт-Петербурге, это служит слабым утешением. Не только эксперты, но и многие политики из стран, входящих в клуб, говорят, что его состав не отражает реального расклада сил. Если рассматривать мировую экономику как акционерное общество, то можно сказать, что у "восьмерки" больше нет контрольного пакета: входящие в нее страны производят менее половины мирового ВВП.
Не выдерживает проверки и часто высказываемый аргумент о том, что главным критерием должен быть не столько общий объем ВВП, сколько размер доходов на душу населения, который в действительности делит страны на богатые и бедные. Если подойти к делу формирования клуба таким образом, в нем окажется лишь один из его нынешних членов. Джентльменский набор будет, мягко говоря, экзотическим. Восемь ведущих по доходам на душу населения государств и анклавных территорий, согласно подсчетам статистиков из ЦРУ, это: Бермудские острова, Люксембург, Экваториальная Гвинея, Объединенные Арабские Эмираты, Норвегия, США, Ирландия и британский остров Гернси. Европейские члены официальной "восьмерки" согласно рейтингу находятся лишь в третьей десятке, а Китай - на 117-м месте.
Другими словами, Китай, который чаще всего прочат в новые члены клуба, является и богатой, и бедной страной одновременно. Он и экономический гигант, и в то же время развивающаяся страна. Так место ему в "мировом правительстве" или же локомотив роста мировой экономики должен оставаться вне его? При всем уважении, например, к Люксембургу, который критериям развитого государства вполне соответствует, трудно представить, чтобы эта страна с населением 470 тысяч человек могла серьезно рассматриваться в качестве члена "восьмерки". Все-таки главный критерий для получения этого статуса - общий объем экономики и степень ее влияния на глобальные процессы.
Исходя из этого, Китай и Индия, по мнению большинства экспертов, в ближайшей перспективе станут полноправными участниками тогда уже "десятки". Впрочем, и сегодня без их лидеров не обходится почти ни одна "восьмерка", в том числе и саммит в Санкт-Петербурге.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что нынешний состав "Восьмерки", в которой не представлен Китай, уже не вполне соответствует раскладу сил в мировой экономике. Председатель КНР Ху ЦзиньТао (в центре) на одном из предприятий Шанхая (Фото: Fan Rujun/ Xinhua/AP)
Назад в библиотеку?
Проблема в том, что формат клуба в этом случае кардинально изменится. В нем образуется два центра силы: помимо США с их союзниками обязательно возникнет фракция развивающихся стран с быстрорастущими экономиками в лице России, Китая и Индии. Индийская экономика вкупе с китайской по размеру намного больше, чем, например, немецкая с японской. Причем экономики Индии, Китая и России растут гораздо более быстрыми темпами, чем экономики "старых" стран Запада. Если бы не темпы роста в США, которые в 2005 году составили около 4 процентов, преимущество молодых над стариками было бы подавляющим. При таком раскладе абсурдно вести переговоры о глобальной экономике с участием Италии и Канады, но без Китая, Индии и России. Однако политически расширение клуба и усиление в нем роли развивающихся стран вряд ли приемлемо для Запада, и прежде всего для США.
Вместе с тем необходимость реструктуризации "мирового правительства" диктуют объективные экономические факторы, и потому он неотвратим. Что касается России, то наше участие в "восьмерке", говоря словами Владимира Путина, "абсолютно органично". С 1998 года ВВП вырос почти на 70 процентов. Существенно улучшилось финансовое положение страны. Шесть лет подряд бюджет сводится с профицитом. Валютные резервы превысили 250 миллиардов долларов, а стабфонд - 70 миллиардов. Государственный внешний долг после подписания протокола с Парижским клубом о досрочном погашении к концу августа сократится в два раза. Из экономической и политической долговая проблема превратилась в техническую. С 1 июля российский рубль объявлен конвертируемой валютой. Существенно выросли доходы и потребление граждан. За последние пятнадцать лет автомобильный парк в стране утроился. И список можно продолжать.
Конечно, эти показатели достигнуты главным образом за счет крайне выгодной внешнеэкономической конъюнктуры, то есть высоких цен на нефть. Однако в отличие от чистых экспортеров сырья Россия обладает рядом критериев, которые делают ее членство в "восьмерке" вполне оправданным. Помимо ядерного оружия это еще и большая территория, население, научный и технологический потенциал. Ну и нефть с газом со счетов сбрасывать тоже не стоит. Страны ЕС в них нуждаются и потому готовы открыть перед Россией двери своей "организации с принципами". Заявление главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу о том, что Евросоюз не против заключить с Москвой договор о зоне свободной торговли (естественно, после того, как Россия вступит в ВТО), по сути напоминает приглашение России о присоединении к ЕС.
Единственной страной, готовой к обострению отношений с Россией, пожалуй, остаются США. Но тот факт, что никто из лидеров "восьмерки" не поддержал весьма резкие слова американского вице-президента Дика Чейни, произнесенные им в адрес Москвы в апреле, демонстрируют отсутствие у Белого дома реальных союзников в этой борьбе.
Правда, у Вашингтона, судя по всему, припасены и другие варианты. Недавно Совет по международным отношениям (СМО) предложил Белому дому способ нейтрализовать Россию. Фокус заключается в возрождении формата "семерки". То есть не исключать Россию из "большой восьмерки" (это, как считают эксперты СМО, было бы крупной ошибкой), а просто в дополнение проводить регулярные встречи традиционных партнеров по прежней "семерке". Поскольку институт этот неформальный, разве может кто-то возражать против того, что лидеры развитых стран Запада будут собираться и обсуждать что-то свое? Если принять такую модель, то за этим логично и безболезненно для Вашингтона следуют шаги по дальнейшему расширению клуба за счет Китая, Индии и так далее. Но можно не сомневаться, что попытки девальвировать статус члена нынешнего клуба будут восприняты в Москве крайне болезненно. Точно так же, как и в столицах стран, на таковой статус претендующих. Так что копий вокруг состава совета директоров всемирного акционерного общества будет сломано еще немало.
ЕС, сэр!
На саммите "восьмерки" глава правительства Финляндии будет представлять Европейский союз (председательство этой страны в ЕС началось 1 июля). Перед отъездом в Санкт-Петербург премьер-министр Финляндии Матти Ванханен дал интервью "Итогам".
- Чего вы ожидаете от саммита?
- На этом форуме главы ведущих мировых держав и представители Евросоюза смогут обменяться мнениями по тем проблемам, которые сегодня стоят перед мировым сообществом. И, как сказал Владимир Путин, главной темой саммита будет энергетическая политика. На мой взгляд, символично, что эта проблема обсуждается именно в России.
- Кстати, на неформальном саммите ЕС, который проводит Финляндия, также будет обсуждаться тема энергетической безопасности.
- Повестка дня саммита в Лахти пока еще не утверждена, но я могу сказать, что многие лидеры ЕС хотели бы обсудить вопросы, связанные с энергетикой, включая отношения с главным поставщиком энергоресурсов - Россией. Финляндия на правах председателя ЕС пригласила на этот неформальный саммит российского президента. Наша страна никогда не испытывала затруднений с поставками энергоресурсов из России. На мой взгляд, ситуация проста. Мы, члены Европейского союза, нуждаемся в энергетических ресурсах, которые есть у России. А России и ее добывающим компаниям нужны финансовые ресурсы, которые есть у нас. Это нормальный бизнес. И здесь нужно строить политику на основе рыночных отношений и рыночных цен. И если мы будем дальше двигаться в этом направлении, то разногласий у России и ЕС не будет.
- Но ведь и российская сторона говорит о том же. Однако некоторые страны ЕС даже предлагают создать "энергетическое НАТО". Почему?
- Проблема заключается в том, что после газового конфликта между Украиной и Россией в начале этого года в Европе появились опасения, что энергетика может стать инструментом политического воздействия. Но я готов еще раз повторить, что мы имеем отличный опыт работы с Россией в энергетической сфере. И этот опыт говорит о том, что ваша страна является надежным партнером.
- Несмотря на этот положительный опыт, Финляндия, как и другие страны ЕС, настаивает на том, чтобы Москва подписала Энергетическую хартию, которая даст западным компаниям доступ к нефтегазовой инфраструктуре России, а с другой стороны, делается все возможное, чтобы не допустить тот же "Газпром" на западные рынки. Разве это можно назвать свободной конкуренцией?
- Я вам приведу пример, когда одна из ведущих нефтедобывающих российских компаний купила в Финляндии компанию Teboil, которая занимается нефтепереработкой и имеет крупную сеть бензозаправочных станций. Российская корпорация сделала серьезные инвестиции и теперь успешно работает на нашем рынке. Мы это только приветствуем. В конечном счете акционеры компании решают, принять то или иное деловое предложение или же от него отказаться. Так работает рынок. Вопрос о покупке какой-либо компании не всегда решается просто. Иногда это бывает настоящее противоборство.
- Истекает срок Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Что дальше?
- У нас будет еще одна встреча в Финляндии с Владимиром Путиным, на саммите Россия - ЕС, где мы обсудим все детали нового соглашения. Оно будет включать такую важную составляющую, как соглашение о свободной торговле между ЕС и Россией. Тот, кто следит за развитием отношений между Брюсселем и Москвой, может оценить, какой шаг вперед будет сделан на этом направлении. Естественно, что такой договор ЕС сможет подписать только после вступления России в ВТО, которое, надеюсь, состоится в этом году. Соглашение о свободной торговле будет способствовать укреплению доверия в отношениях между странами Евросоюза и Россией. Это особенно важно для энергетики, где необходимы огромные инвестиции. Надеюсь, что это доверие вырастет настолько, что в перспективе вопросы собственности (имеется в виду национальной принадлежности компаний. - "Итоги") не будут восприниматься так обостренно.
- Одним из главных приоритетов Финляндии как председателя ЕС является улучшение отношений между Россией и ЕС. Какова вероятность того, что именно в период председательствования Финляндии начнется подготовка нового соглашения между Евросоюзом и Россией?
- Мы надеемся, что решение ЕС о подготовке нового документа будет принято в ноябре этого года. И тогда Финляндия на правах председателя Евросоюза сможет принять самое активное участие в разработке нового договора. И речь пойдет не только о свободной торговле. Наша цель - вовлечь Россию в общеевропейскую кооперацию.
Сергей Панкратов, Хельсинки
Портрет на фоне
"Три года назад решение о приеме России в члены клуба было бы предопределенным и положительным. При нынешнем же фоне взаимоотношений - нет! Но из этого не стоит делать вывод, что кто-нибудь из лидеров Запада намерен поднять вопрос об исключении России из "восьмерки", - считает Егор Гайдар
Участие России в "Восьмерке" Егор Гайдар считает правильным, а неучастие Китая - неправильным
Отвечает ли "большая восьмерка" своему статусу клуба наиболее развитых государств, вершащих судьбы мировой экономики? Каково место России в этой табели о рангах? На эти и другие вопросы в интервью "Итогам" отвечает директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар.
- Егор Тимурович, "восьмерку" иногда называют "мировым правительством". Соответствует ли это действительности, учитывая, что локомотивами мировой экономики сегодня являются Китай и Индия, а они-то в элитный клуб как раз не входят?
- Вы правы, без Китая и Индии "восьмерка" на сегодня не является полноценным "мировым правительством". Да и раньше этот термин был условным. Ведь существовал СССР со своим восточным блоком. Какое уж тут "мировое правительство"! Мировая экономика меняется, меняется и доля тех или иных стран в мировом ВВП. Сейчас обсуждать проблему глобальных дисбалансов без участия Китая - занятие непродуктивное. А через десятилетие оно станет вообще глупым. Расширение "восьмерки" - это неизбежный процесс. Но идти он должен постепенно. Наше интегрирование в этот клуб заняло четырнадцать лет. Я надеюсь, что процесс инкорпорирования Китая займет чуть меньше времени.
- Органично ли участие России в "восьмерке"?
- Процесс создания "семерки" происходил на неформальной основе и определялся самим ходом мировой истории. То, что сегодня Россия участвует в "восьмерке", особенно учитывая нашу роль в обеспечении мировой безопасности, я считаю правильным. То, что Китай там не участвует, - неправильно.
- Многие западные эксперты, как и некоторые российские, полагают, что сегодня Россия отвечает лишь одному критерию этой группы - размеру экономики. А в остальном мы, по их мнению, далеко позади. Россия доросла до уровня полноправного члена клуба?
- Мы являемся его членом, правда, не совсем полноправным, при обсуждении финансовых проблем остаемся пока что членами-корреспондентами за столом академиков. По уровню душевого ВВП мы уступаем остальным членам "восьмерки". Но по динамике ВВП Россия - наиболее быстро развивающийся член клуба. По месту в мировой политике мы далеко не последний участник. Так что, по праву мы в "восьмерке" или нет, вопрос, конечно, дискуссионный, но для серьезных политиков непринципиальный. Все участники процесса принятия решений понимают, что Россия как член клуба - это для "восьмерки".
- Большой плюс - это запасы нефти и газа?
- Нефть и газ - это аргумент, но не единственный. Мы прежде всего ядерная держава. Наша роль в обеспечении мировой безопасности велика. Это накладывает на нас серьезную ответственность, а с другой стороны, требует от наших партнеров понимания и учета нашей позиции.
- Отчего же Запад в последнее время так взъелся на Россию по поводу состояния нашей демократии и отношений с соседями?
- Мы даем повод для критики. Я считаю, что в последнее время мы допустили ряд ошибок в области внешней политики, которые ухудшили наши отношения с ведущими по уровню ВВП и влиянию на мировую экономику странами.
- В чем же, на ваш взгляд, главная ошибка Москвы?
- Мне кажется, что мы не всегда адекватно ведем себя на постсоветском пространстве. Россия в силу географического положения, распространенности русского языка в государствах бывшего СССР, общего имперского прошлого является здесь естественным лидером. Нужно сильно постараться, чтобы в ряде стран бывшего Союза возникли антироссийские настроения, проистекающие прежде всего из-за того, как Россия показывает вновь обретшим независимость странам свое отношение к их суверенитету. Если Москва ставила перед собой цель добиться уменьшения своего традиционного влияния на весь постсоветский регион, то она, увы, в этом преуспела.
- Если бы сейчас стоял вопрос о нашем вхождении в "восьмерку", нас бы пригласили?
- Боюсь, что нет. Три года назад решение о приеме России в члены клуба было бы предопределенным и положительным. При нынешнем же фоне взаимоотношений - нет! Но из этого не стоит делать вывод, что кто-нибудь из лидеров Запада намерен поднять вопрос об исключении России из "восьмерки".
- Какую пользу мы должны извлечь из председательства в клубе?
- Главное - избежать дальнейшего ухудшения отношений с западными партнерами. Я думаю, что сам по себе саммит в Санкт-Петербурге пройдет нормально, без открытых конфликтов. В нынешней ситуации это самоценный позитивный результат."