"Новая система учета алкогольной продукции, которая нанесла сокрушительный удар по рынку, принесет ее авторам хорошие деньги. По расчетам “Ведомостей”, установка обойдется компаниям в $127 млн. А за обслуживание подведомственная ФСБ компания “Атлас” будет брать с них $239 млн ежегодно.
Разработкой Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС, о ее устройстве см. врезку) занималось ФГУП “Научно-технический центр “Атлас”, подведомственное Федеральной службе безопасности России (ФСБ). От официальных комментариев в “Атласе” отказываются. Устанавливают и обслуживают ЕГАИС подрядчики “Атласа”: в Москве это ООО “СМ Трейд”, в Санкт-Петербурге — ООО”Компания “Кристалл Сервис”. В обеих компаниях вопросы “Ведомостей” также оставили без ответа. Поэтому, чтобы примерно оценить затраты на ЕГАИС, “Ведомостям” пришлось провести опрос экспертов и участников рынка.
Ликероводочному и спиртовому предприятию установка ЕГАИС обходится на первом этапе в 1,5 млн руб., говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Эта сумма включает приобретение оргтехники, программного обеспечения и принтеров для штрих-кодирования акцизных марок. По словам представителя группы “Русский алкоголь” Жанны Олейник, система обошлась их предприятию “Топаз” в 1,3 млн руб. При этом за саму программу и ее установку пришлось заплатить более 100 000 руб., за оборудование, приобретенное у ООО “СМ Трейд — Внедренческий центр”, — около 1,2 млн руб. Еще 93 000 руб. ежемесячно “Топаз” должен платить за обслуживание ЕГАИС напрямую “Атласу”. Представитель алкогольной группы “Синергия” Андрей Малафеев сообщил, что его предприятиям “Уралалко” и “Алвиз” система уже обошлась по 1,5 млн руб. плюс по 30 000 руб. в месяц за обслуживание. Представитель группы “ОСТ” Алексей Берестовский говорит, что их Черноголовскому заводу ЕГАИС обошлась примерно в 2 млн руб. (без учета установки счетчиков спирта), в том числе 81 000 руб. компания заплатила “Атласу” за программное обеспечение; ежемесячное обслуживание — 50 000 руб. Гендиректор самарского комбината “Родник” Александр Милеев оценивает затраты на нее в 550 000 руб. Из них 250 000 руб. — на программное обеспечение и установку системы. За обслуживание — 70 000 руб. в месяц.
Таким образом, ликероводочные и спиртовые заводы должны потратить на ЕГАИС от 550 000 руб. до 2 млн руб., т. е. в среднем порядка 1,3 млн руб., а ежемесячная плата составляет от 30 000 руб. до 93 000 руб., в среднем — 60 000 руб. По данным СПАП, в России около 390 производителей ЛВИ и 180 спиртзаводов. Они заплатят за систему 741 млн руб. плюс 410 млн руб. за обслуживание в год.
Оптовым торговцам ЕГАИС достается дешевле. Крупным операторам потребуется заплатить до 100 000 руб. за оборудование (сканер, принтер, монитор, системный блок), рассказывает Виктор Алексеев, гендиректор дистрибуторской компании “Кристалл-Лефортово”.
По его словам, ежемесячное обслуживание системы оптовику обходится в 21 000 руб. Гендиректор группы компаний “Матрица” (торгует алкоголем) Тимур Гизатуллин говорит, что его компания потратила на ЕГАИС около 59 000 руб., ежемесячная плата за сопровождение — 29 100 руб. В новосибирской оптовой компании “Калибр” на нее потратили 90 000 руб., рассказывает директор по продажам Владислав Домашинский, ежемесячное обслуживание — 30 000 руб. Вице-президент по коммерции и маркетингу ГК “Вестор” (крупный оптовик) Татьяна Савинова говорит, что внедрение ЕГАИС обошлось в 600 000 руб. — по 100 000 руб. на каждый из шести филиалов, обслуживание — 171 000 руб.: по 28 500 руб. с филиала. Руководитель пресс-службы компании “Винный мир” (крупный импортер алкоголя) Андрей Егоров рассказал, что его компания потратила на установку системы около 1 млн руб. (из них 700 000 руб. — “СМ Трейд”), обслуживание стоит 36 000 руб. в месяц.
Таким образом, оптовики и импортеры тратят на ЕГАИС от 59 000 руб. до 1 млн руб., в среднем — 530 000 руб., а ежемесячная плата составляет от 21 000 руб. до 171 000 руб., в среднем — 96 000 руб. По данным СПАП, в России около 5000 оптовиков. По данным источника, близкого к “Атласу”, импортеров в России 180. Они заплатят за систему 2,7 млрд руб., а за ее обслуживание — 6 млрд руб. в год.
Суммировав цифры, получаем, что разовые затраты всех участников алкогольного рынка на ЕГАИС составят 3,4 млрд руб., или $127 млн, а за ее обслуживание они будут платить 6,4 млрд руб., или $239 млн ежегодно.
Но это еще не все. До февраля следующего года все производители алкоголя должны будут установить специальные счетчики, с которых информация о расходе спирта будет учитываться в ЕГАИС. Алексей Берестовский говорит, что Черноголовский завод счетчики уже оплатил — это обошлось в 4,9 млн руб., включая сертификацию оборудования и обслуживание в течение года.
Эксперты соглашаются комментировать связанный с ФСБ бизнес только анонимно. У “Атласа” система сохраняет 4,5 минуты одну накладную, а у больших компаний их тысячи, говорит знакомый с работой ЕГАИС разработчик программного обеспечения одной из московских компаний. В ответ на претензии разработчики системы, по его словам, рекомендуют расширять рабочие места, а это значит, что и абонплата будет расти. Таким образом, по мнению эксперта, можно собрать $10 млн в месяц (по расчетам “Ведомостей”, уже вышло $20 млн). Они посадили компании на иглу, заключает источник. Затраты, необходимые для производства качественного программного продукта, который выполнял бы функции ЕГАИС, эксперты оценивают в $80 000-150 000. Взяв среднюю цифру, получаем, что только обслуживание системы принесет ее авторам больше $2000 в год на каждый вложенный доллар.
Хотя внедрение ЕГАИС предусмотрено законом об обороте алкоголя, принятым в конце прошлого года, а заработать система должна была с 1 июля этого года, положение “Об утверждении порядка функционирования ЕГАИС” не принято до сих пор. Руководитель пресс-службы Минфина Андрей Сайко сообщил, что его ведомство внесло документ в правительство только вчера. Объяснить причину задержки он не смог. Положение устанавливает, что отвечать за ведение системы будет Федеральная налоговая служба (ФНС), где вчера комментировать эту тему отказались. Российский производитель обязан заказать и купить через ФНС спецмарку, наклеить ее на бутылку и нанести на марку штрих-код, содержащий информацию о производителе, виде и наименовании продукции, содержании спирта и т. д. Все эти данные по Интернету передаются в создаваемый в структуре ФНС Федеральный центр управления и контроля. Отгружая товар оптовику, производитель обязан внести об этом информацию в ЕГАИС. То же самое делает оптовик, получая и отгружая товар. Импортеры заказывают марки через Федеральную таможенную службу (ФТС), рассказал руководитель пресс-службы ведомства Александр Смеляков. Они наносят на марки штрих-код и передают иностранным производителям, те наклеивают на бутылки. После “растаможки” продукции ФТС вносит всю информацию в систему."