Центризбирком предложил ужесточить требования к системе финансирования политических партий. Такой вывод был сделан после обнародования данных проверки ЦИКом финансовых отчётов партий за IV квартал 2005 года. Отныне органы МНС возьмут под контроль каждого спонсора — и юридического и физического. Похоже, власть решила «ловить» политические партии на самый верный крючок — денежный.
"В этом году ЦИК впервые проверяет ежеквартальные финансовые отчёты партий. Такое право ему дали принятые в прошлом году поправки в закон «О политических партиях». По новым правилам каждая организация четыре раза в год будет представлять в ЦИК увесистый пакет бухгалтерских документов, в которых должна найти отражение каждая операция по приходу и расходу денег с указанием реквизитов плательщика или получателя. Уже известно, что самой серьёзной стала проверка в Северной Осетии — Алании, где «прошерстили» 29 из 31 партии, зарегистрированной на территории республики, а самой поверхностной на Сахалине — всего лишь 5 из 21 объединения.
Но главное внимание компетентные органы уделили некоммерческим организациям (НКО). По данным главы ЦИК Александра Вешнякова, за последний квартал 2005 года через 60 НКО прошло 80% всех средств, поступивших в распоряжение избирательных объединений — 293,4 млн. рублей, «и для многих организаций такие пожертвования стали единственным источником финансирования». Согласно новым правилам, спонсоры партий — и юридические лица, и физические — должны будут предоставлять о себе максимально полную информацию. Те, кто не сделает этого или допустит ошибку в сведениях, будут признаны анонимными, а их деньги автоматически перечислят в бюджет. Оппозиционные политики опасаются, что дополнительные проблемы оттолкнут многих меценатов. Причём произойдёт это перед началом избирательной кампании в Госдуму, когда партиям особенно нужны деньги.
«А 300 рублей не спасут отца русской демократии?»
Как заявил зампред ЦИК Олег Вельяшев, «некоммерческие фонды — малопрозрачные и труднопроверяемые структуры и надо очень внимательно смотреть, не поступают ли партийцам деньги из-за границы, что, как известно, запрещено законом о партиях». Дескать, вполне возможна следующая двухходовка: НКО с долей иностранного капитала создаёт российский фонд, из которого деньги уже на вполне законных основаниях перекачиваются в партийную кассу. И если в «министерстве по выборам» заговорили о подобных явлениях, то следует ожидать и соответствующих карательных мер по ограничению «влияния Запада» на российский политический ландшафт. Кстати, Вешняков уже заявил, что готов выступить с законодательной инициативой, запрещающей получать деньги партиям из непрозрачных для власти источников. Согласно его прогнозам, эти поправки в избирательное законодательство вступят в силу уже ко второй половине 2006 года.
По мнению президента Центра развития демократии и прав человека Юрия Джибладзе, процесс взятия под контроль финансовых структур, финансирующих политические организации, приведёт к тому, что власть начнёт назначать спонсора каждой партии из числа заведомо лояльных бизнес-структур. Классический пример — «Единая Россия», денег у которой на порядок больше, чем у всех остальных российских партий (см. таблицу). На долю «медведей» из общей суммы в 1 млрд. 770 млн. рублей, перечисленных 36 российским политобъединениям, в 2005 году пришлось около 1 млрд. 100 млн. рублей. Остальным в 2005 году удалось получить лишь от 1 до 20 млн. рублей. Для сравнения: «Единая Россия» потратила около 15 млн. рублей только на проведение партийных съездов, а на содержание руководящих органов — около 56 млн. рублей.
Помимо спонсорской помощи от корпораций, спешащих засвидетельствовать свои верноподданнические чувства и помочь партии власти, последняя пользуется и бюджетными средствами. Так, совсем недавно тюменский региональный Фонд поддержки «Единой России» выиграл тендер на организацию детского досуга общей стоимостью 1,7 млн. рублей, который проводил департамент правительства Тюменской области по спорту и молодёжной политике. Можете себе представить, чтобы он отдал победу на конкурсе кому-то другому, а не фонду поддержки партии власти? По словам главы департамента, фонд взялся за организацию детского досуга исключительно из любви к детям. Но первый секретарь Тюменского обкома КПРФ Владимир Чертищев напрямую обвинил «единороссов» в прямом использовании госсредств для политической рекламы, заявив: «Я бы не стал исключать, что эти тендеры — чистейшей воды коррупция. Считаю, что с этим разбираться должна Счётная палата». Для сравнения: КПРФ за весь 2005 год получила по всей стране спонсорской помощи чуть более 60 млн. рублей. Подобная схема освоения бюджетных средств применялась «Единой Россией» и ранее, например при проведении под своей эгидой Дня народного единства 4 ноября в Нижнем Новгороде. А Фонд поддержки «Единой России» и сеть организаций «Народный дом» — основные каналы поступления денег в партию власти. Эти структуры в своё время были созданы для перекачки средств «Нашему дому — России», да так и остались при партии власти в её новой реинкарнации.
Госфинансирование могут оставить лишь избранным
Всего в общем балансе денежных поступлений львиную долю, по словам Вешнякова, составляют пожертвования юридических лиц. Обычные россияне внесли на партийные счета всех партий, вместе взятых, только 70 млн. рублей. А сами политобъединения заработали и того меньше — немногим более 3,5 млн. рублей. Кроме того, в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» ежегодно финансируются ячейки, получившие на парламентских выборах не менее 3% голосов. В 2006 году им положено средств из расчёта 5 рублей за один отданный им в 2003 году голос избирателя. Таким образом, больше других получила «Единая Россия» — около 114 млн. рублей. Вторая по численности партия в Госдуме — КПРФ — около 38 млн. рублей. Чуть меньше — 35 млн. — досталось ЛДПР, а занявший четвёртое место блок «Родина» — 27 млн., которые были поровну разделены между тремя организациями: «Духовное наследие», «Народная воля» и Партия российских регионов, вскоре переименованная в партию «Родина». «Яблоку» дали 13 млн., Союзу правых сил — 12 млн., Аграрной партии России — 11 млн., Народной партии России — 10 млн., а 9,5 млн. разделили участвовавшие в выборах единым блоком Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости.
Такая практика государственного финансирования политобъединений существует во многих странах мира — в Бельгии, Чехии, Германии, Франции, Испании, Италии, Швеции, Японии, США. Например, в Германии за каждый голос, который получила партия, государство платит ей 1 евро в том случае, если она перешагнула барьер в 0,5%. Во многих странах государство предоставляет партячейкам право на бесплатную пересылку по почте материалов предвыборной агитации, а также даёт эфирное время на общественных и государственных каналах. В нашем государстве эта практика не работает.
Неудивительно, что, по словам зампреда «Яблока» Сергея Митрохина, «все партии надо перевести на нормальное бюджетное финансирование, а остальные денежные вливания запретить. Тогда конкуренция политорганизаций будет честной и они перестанут заниматься лоббизмом интересов частных коммерческих структур. По его же мнению, в этом случае оппозиционные партии перестанут искать теневых спонсоров и доставлять проблемы с финансовой отчётностью. Сейчас же у любой неугодной властям партии можно найти «грехи» в финансировании и, уцепившись за них, ликвидировать её».
Видимо, именно поэтому власти не собираются отказываться от частного финансирования партий. Напротив, депутаты фракции ЛДПР во главе с её лидером Игорем Лебедевым внесли в Госдуму поправки в закон «О политических партиях», отказывающие в государственном субсидировании всем партиям, не прошедшим в Государственную думу. Как известно, из фракции Владимира Жириновского нередко исходят идеи, которые требуется испытать общественным мнением, перед тем как воплотить в жизнь. Более того, со следующих парламентских выборов «проходной балл» в Госдуму повысится с 5% до 7%. А это значит, что рассчитывать на господдержку в случае принятия законопроекта не сможет почти никто. Впрочем, пока Вешняков не поддержал инициативу ЛДПР, заявив, что «партии второй лиги, набирающие от 3%, получают поддержку в лице 3 млн. российских граждан и было бы нечестно не поддерживать их».
Все яйца — в разные партийные корзины
Впрочем, очевидно, что для крупнейших партий страны госфинансирование — лишь верхняя часть огромного предвыборного айсберга. Поэтому только последние парламентские выборы 2003 года обошлись стране в сумму около $1 миллиарда. Главная часть этих затрат пришлась на бюджет «Единой России». В партии власти крутились деньги и абсолютно лояльных компаний — «Газпрома», «Транснефти», «Интерроса», Межпромбанка, ЛУКОЙЛа и уже опального ЮКОСа... По слухам, общий бюджет кампании составил до $0,5 миллиарда. А в 1999 году совокупный бюджет «Единства» и «Отечества» был на несколько порядков ниже.
Бюджет КПРФ эксперты оценивали от $12 млн. до $72 миллионов. Хотя управделами ЦК Алексей Пономарёв и говорит о том, что основным источником финансирования партии являются членские взносы, общеизвестно, что главной составляющей бюджета избирательной кампании-2003 опять же были деньги ЮКОСа. Кроме того, в финансировании КПРФ участвовали «Норильский никель» и Тюменская нефтяная компания. По слухам, их попросили об этом в Кремле, дабы не выпускать эту партию из-под своего контроля.
На блок «Родина», с подачи администрации президента, скидывались структуры нынешнего лидера партии Александра Бабакова, Олега Дерипаски («Базовый элемент» и «Русский алюминий»), Сулеймана Керимова («Нафта-Москва» и Автобанк). Говорят, общая сумма кампании составила до $15 миллионов.
В пользу СПС «сбросились» акционеры ЮКОСа, ТНК, ЛУКОЙЛа, компании «Базовый элемент», газового гиганта «ИТЕРА» («дочки» «Газпрома»), «Альфа-Эко» и пула компаний «Мегафон» и «Билайн» — общей суммой в $20 миллионов. Любопытно, что после провала СПС на выборах созданная специально для расследования причин этого внутренняя комиссия партии пришла к неутешительному выводу: до 2/3 предвыборного бюджета организации были разворованы.
От $10 млн. до $20 млн. составлял бюджет партии «Яблоко». Её главным спонсором была компания «ЮКОС» в лице своих акционеров. При этом деньги проходили через «общества содействия...» — от развития Интернета до социальной и психологической адаптации инвалидов. У некоторых из них даже номера ИНН почти до самой последней цифры сходились.
Особая статья доходов у ЛДПР. Её бюджет в $7 млн. был составлен из представителей малого и среднего бизнеса. Причём, как правило, спонсоры партии Жириновского обладают особенным «авторитетом» в предпринимательских кругах. Так, среди кандидатов в Госдуму от ЛДПР были «швейцарский узник» Сергей Михайлов и бывший хозяин «Красноярского алюминия» Анатолий Быков. "