Представленная главой МПС Николаем Аксененко новая концепция реформирования железных дорог сенсационна по двум причинам: во-первых, концепция разработана американцами; во-вторых, Аксененко отказался создавать на базе МПС РАО "РЖД", концентрирующее все финансовые потоки отрасли. И от этого только выиграл.
"Программу реструктуризации железнодорожной отрасли ведомство Николая Аксененко впервые представило правительству осенью прошлого года. Первый вариант программы предполагал оставить в ведении МПС только функции госуправления железнодорожным транспортом (управление перевозками, обеспечение безопасности, разработка графика движения и т. д.) Одновременно планировалось создать госкомпанию РАО "Российские железные дороги", которая занималась бы хозяйственной деятельностью и управлением финансовыми потоками железнодорожников (привлечение инвестиций, обеспечение доступа компаний-перевозчиков к производственной инфраструктуре и т. д.). Однако эта концепция вызвала массу разногласий, и премьер Михаил Касьянов поручил МПС доработать программу реформ и заново внести ее в правительство к 1 апреля 2001 года.
Над новой концепцией Аксененко трудился три месяца. По содержанию она мало чем отличается от осенней. Сам Николай Аксененко заявил в понедельник, что не может сказать, чем новая программа отличается от той, что МПС предлагало правительству в прошлом году. Однако теперь автором концепции выступает не министерство, а консалтинговая компания с мировым именем McKinsey совместно с российским консультантом "Современные бизнес-технологии" (СБТ).
McKinsey и СБТ предлагают не торопиться и реформировать МПС 10 лет (программа рассчитана до 2010 года). На первом этапе (до конца 2002 г.), по словам партнера McKinsey Томаса Верасто, необходимо просто отделить контролирующую часть от хозяйственной, создав на базе последней госкомпанию. "Не факт, - отметил Верасто, - что она будет называться РАО 'Российские железные дороги'".
Возможно, Николай Аксененко решил отказаться от этого названия, чтобы новая концепция хотя бы внешне не напоминала прошлогоднюю. Тем не менее идея осталась прежней. Это будет полноценная госкомпания, и о какой-либо приватизации на первом этапе, по словам представителей McKinsey, не может быть и речи.
Второй этап (2003-2005 гг.) предусматривает привлечением частных инвесторов в качестве миноритарных акционеров. Затем на базе госкомпании должны быть созданы несколько новых компаний, которые будут приватизированы к 2010 году. В итоге из железнодорожной инфраструктуры будут выделены ремонтные заводы, предприятия, содержащие путевую инфраструктуру, комплекс вагонного хозяйства и пр., а все нынешние хозяйственные структуры МПС станут отдельными компаниями.
По данным аудитора МПС Arthur Andersen, в течение ближайших пяти лет, т. е. до окончания второго этапа реструктуризации, российской железнодорожной отрасли необходимы инвестиции в размере 760 млрд рублей (около $26 млрд). Как заявил в понедельник управляющий партнер Arthur Andersen Томас Келли, существуют четыре источника возможного финансирования: повышение эффективности отрасли, увеличение тарифов, господдержка и прямые частные инвестиции.
В ближайшие недели, по словам Келли, "должно быть найдено оптимальное решение". А до следующего заседания рабочей группы, намеченного на 17 марта, должны быть решены другие "спорные" вопросы - например, сроки реформы. После этого необходимые изменения войдут в программу, и она будет представлена правительству.
Впрочем, Аксененко, хотя и не скрывает радости, но, наученный горьким провалом осенью, не рисует прогнозировать, понравится ли новая концепция правительству. "Пргнозы делают синоптики, - заявил Аксененко корреспонденту "Газеты.Ru". - А они, как известно, часто ошибаются". "