Заместителя генпрокурора возмутило содержание журнала для девочек
"Избавить российских подростков от «тлетворного влияния» развлекательных журналов «Молоток», COOL и COOL GIRL собирается Генпрокуратура, претендующая, похоже, еще и на роль блюстителя нравственности. Вчера заместитель генпрокурора Сергей Фридинский обратился к руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борису Боярскову с требованием через суд приостановить деятельность изданий, подозреваемых в распространении SMS-порнографии, под каковой блюстители закона подразумевают содержащую «клубничку» рекламу контента для мобильных телефонов. Примечательно, что «Росохранкультура» вчера же пообещала предписание исполнить, причем с «перевыполнением плана». Начальник управления госинспекции этого ведомства Марат Бадашкеев сообщил ИТАР-ТАСС, что служба готовится подать в суды иски о приостановке деятельности и признании недействительной регистрации в отношении 19 изданий.
То, что популярным молодежным журналам в представлении прокуратуры досталось за публикации, «развращающие несовершеннолетних читателей, провоцирующие их к раннему началу половой жизни», неудивительно. Генпрокуратура уже давно отслеживает содержание изданий и не первый раз пытается поставить вопрос об их закрытии. Издатель и редакция еженедельника «Молоток» неоднократно предупреждались в официальном порядке, в том числе органами прокуратуры, о нарушении закона о СМИ, «однако должных выводов, как отмечает г-н Фридинский, руководством этого издания не сделано». Содержание журнала COOL также еще в 1998 году было предметом рассмотрения в существовавшей тогда Судебной палате по информационным спорам при президенте. Инициатором стали ряд депутатов Госдумы, несколько общественных организаций и Генпрокуратура. Однако тогда для журнала все завершилось благополучно. Судебная палата по-отечески пожурила издателей и редакцию за то, что, «отвечая на интимные вопросы подростков, журнал не сумел органично «встроить» проблему физиологии в более широкий круг отношений между девушками и юношами». Откровенной порнографии в COOL найдено не было, а потому редакции порекомендовали «учесть мнения, высказанные в ходе слушаний».
Но если раньше прокуроры и депутаты жаловались на содержание редакционных статей, то теперь их возмущение вызывают рубрики, содержащие рекламу услуг мобильной связи. Сергей Фридинский считает, что по сути это «иллюстрированная цветными изображениями запрещенная для оборота среди несовершеннолетних законодательством Российской Федерации информация эротического характера, пропагандирующая, кроме того, антиобщественное поведение». Документ, вышедший из-под пера замгенпрокурора, полон подробностей. Например, в номерах журналов «Молоток», COOL, COOL GIRL за февраль--май 2006 года экспертами обнаружены, причем, как подчеркивается, «рядом с фотографиями малолетних детей» вовсе не детские иллюстрации. «Анимированные фотографии, цветные картинки, открытки, иконки и т.д. с изображением обнаженных мужчин, женщин, животных в сексуальных позах; крупные планы мужских и женских половых органов; ай-фри эротоны и модные звонки, содержащие забористый мат и другие непристойные высказывания; услуги «ай-фри мобильное видео» и «ай-фри мобильные книги», позволяющие подросткам получить на свой мобильный телефон видеоролики порнографического содержания, посвященные в основном однополой любви; бесплатные эротические игры, эротические истории, эрогадания; более 200 различных сексуальных поз Камасутры», -- все это эксперты углядели в молодежных журналах, оценив действия издателей, как «эксплуатацию подростковой и юношеской гиперсексуальности».
Такие же сомнительные картинки были обнаружены и в свободно продающихся в книжных магазинах «по доступным для несовершеннолетних ценам (16 руб.)» сборниках «SMS для мальчиков» и «SМS для девочек». «Составитель сборника сознательно вводит в детский социум несвойственные ему эротические смыслы обычных предметов домашнего обихода (кровати, подушки, одеяла, зубной щетки, душа, домашних животных и т.п.) и превращая их в сексуальные объекты»», -- отмечается в представлении г-на Фридинского. Заместитель генпрокурора считает, что издания нарушают закон «О СМИ», закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и почему-то закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Он потребовал от «Росохранкультуры» выпуск журналов прекратить, брошюры из торговой сети изъять «незамедлительно», а виновных привлечь к административной ответственности.
Представители самих журналов, попавших в поле зрения прокуратуры, пока не готовы ответить на претензии Сергея Фридинского. Как заявила «Времени новостей» пресс-секретарь издательского дома «Бурда» Дарья Самсонова, «комментариев не будет до получения официального документа из Генпрокуратуры». Правда, заместитель главного редактора журнала «Молоток» Екатерина Миль заметила, что «обвинения в наш адрес несправедливы по всем статьям».
Однако в отличие от 1998 года, когда гнев Генпрокуратуры обернулся для молодежного издания лишь нервотрепкой, на сей раз перспективы отзыва регистрации молодежных журналов уже не кажутся призрачными. И не только потому, что представители «Росохранкультуры», пусть и не оглашая пока названий, грозятся инициировать суды 19 изданиям. Похоже, что и профессиональное сообщество не поддержит в случае развития конфликта COOL и «Молоток». Как сообщила «Времени новостей» вице-президент «Медиа-Союза», член Общественной палаты Елена Зелинская, содержание этих журналов рассматривалось недавно в комиссии ОП по СМИ. Доклад, содержащий «избранные места» из подростковых изданий, произвел сильное впечатление на вышедших из пубертатного возраста членов комиссии.
По мнению г-жи Зелинской, «положение с подростковой печатью действительно тяжелое, ее содержание часто далеко от всяких норм, и не только нравственных». «Одобрить я это не могу, однако вряд ли запретительными мерами что-то исправишь, -- уточнила она. -- Подросток и без «Молотка» найдет себе «клубнику».
Елена Зелинская считает, что власти страны сегодня должны развивать и поддерживать «позитивную» детскую печать с помощью специальных грантов. «Заметьте, как сейчас бурно развивается издание детских книг! Потребность колоссальная, и издатели почувствовали это. Теперь нужно, чтобы за ними последовали и издатели детских журналов», -- сказала вице-президент «Медиа-Союза»."