"В начале марта этого года министр печати Михаил Лесин заявил, что собирается объявить конкурс на проведение лучшей пиаровской кампании по "отмыванию" образа России в США. На странное pr-мероприятие государство выделило огромные суммы. Это, видимо, вместо того, чтобы "имидж крепить делами своими".
У нас ведь как принято считать - мы как никто кредитоспособны, прозрачны и предсказуемы, а вот они, иностранцы, какие-то неправильные. Все смотрят как-то косо, с подозрением, денег почему-то давать не хотят.
Среди причин инвестиционной непривлекательности России обычно выделяют политическую нестабильность и несовершенство законодательства. Однако не менее веской причиной является наша откровенная безответственность, та самая "загадка русской души", из-за которой оказались под угрозой десятки, а то и сотни проектов с участием иностранного капитала.
Не мытьем и не катаньем
Такова судьба и Новокуйбышевской промывочно-пропарочной станции (ППС)железнодорожных цистерн. Сигналом к началу этого проекта послужило еще Постановление Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 года "О неотложных мерах экологического оздоровления страны". Принятие постановления инициировало Министерство путей сообщения, оно же стало и одним из акционеров проекта - в лице Куйбышевской железной дороги. Для реализации проекта было создано ЗАО "ЭКЗА", в котором приняли участие также нефтяная компания ЮКОС и швейцарский холдинг "Трансрейл". Сначала долевое участие в ЗАО распределилось следующим образом: АО "Трансрейл Холдинг AГ" - 37%, ОАО НК "ЮКОС" - 25% и Куйбышевская железная дорога - 38%.
Необходимость в подобном предприятии назрела давно. Дело в том, что в России до сих пор цистерны моют старым дедовским способом: внутрь емкости спускают мойщика в скафандре, и тот с помощью первобытных инструментов соскабливает-смывает со дна и стенок технологическую грязь. Стоит ли говорить, что результаты такого рода очистных мероприятий оказываются либо здесь же, на грунте, либо - в протекающей рядом речке.
И невосполнимый ущерб наносится не только экологии. Ручная очистка цистерн малоэффективна - они остаются грязными и снаружи, и внутри. А плохая промывка внутренней поверхности цистерны ко всему прочему снижает качество свежезалитого нефтепродукта, вследствие чего экспортные цены на такой товар падают.
Строительство Новокуйбышевской ППС изменило бы ситуацию принципиально. Аналога этой многопрофильной станции для обработки нефтеналивных цистерн до сих пор нет нигде в мире. Ее технологическая цепочка предполагает не только многоуровневую подготовку цистерн, но и переработку отходов нефтепродуктов. При этом, как утверждают специалисты, количество вредных выбросов в атмосферу сократится в 27 раз. Проектная мощность станции должна составить 165 тысяч вагоноцистерн в год.
Реализация проекта началась семь лет назад. За это время в строительство было вложено 104 млн. долларов. Изменились и доли участников. Во время кризиса 1998 года, когда многие зарубежные фирмы спешно сворачивали свою деятельность на территории России, компания "Трансрейл" инвестировала в строительство станции 50 миллионов долларов. Выкупив 13,2 процента акций предприятия у МПС и таким образом став владельцем контрольного пакета (50,2 процента), "Трансрейл" фактически спас проект, находившийся в ту пору на грани замораживания.
Окончания строительства ППС ждали, что называется, со дня на день. 19 декабря 2000 года на собрании акционеров ЗАО "ЭКЗА" было принято решение о "решающем штурме". "Трансрейл Холдинг АГ" и нефтяная компания "ЮКОС" подтвердили свое намерение по завершению строительства Новокуйбышевской ППС и принципиально согласовали стоимости завершения строительства в сумме 15,2 миллионов долларов.
И вот тут произошла закавыка. Как сообщила газета "Московская правда", инициатор проекта, так долго и на всех уровнях заявлявший о необходимости и актуальности строительства комплекса по подготовке цистерн, - МПС вдруг не с того, ни с сего "воздержалось от принятия решения по финансированию".
При этом доля МПС в лице Куйбышевской железной дороги составляет 2 604 тысяч долларов, что несопоставимо меньше доли ЮКОСа и "Трансрейла".
Стомиллионный проект оказался под угрозой срыва. На купленное и стоящее пока без дела импортное оборудование, по утверждению "Московской правды", истекает срок гарантии, все более натянутыми становятся отношения с генеральным подрядчиком - итальянской фирмой "Кодест", что может в конце концов привести к ее отказу и, следовательно, к поиску нового подрядчика и неминуемого удорожанию строительства.
А главное, российская сторона еще раз продемонстрировала миру, что она еще очень даже нуждается в услугах пиарщиков по исправлению репутации. И не единовременному, а постоянному.
Зароют наши денежки
Но если пиаровская компания России еще только готовится, в МПС она идет уже полным ходом. Цель, собственно, та же. То есть, не бескорыстное, чисто из дружелюбия, формирование приветливой физиономии, а повышение инвестиционной привлекательности. И мероприятия МПС организует невиданного масштаба.
Чего стоит один только железнодорожный переход между Сахалином и материком! Решение о его строительстве министр путей сообщения Николай Аксененко принял во время зимнего визита в Германию - будет, чем утереть нос англичанам и французам с их несчастным тоннелишкой под Ла-Маншем. "Маниловщина!" - подумает читатель. Отнюдь! Министерство уже получило стартовые кредитные средства в размере 1 млрд. долларов!
Не жалеют в ведомстве Аксененко денег и на другие столь же пафосные и лишь косвенно связанные с нуждами железных дорог проекты. По 800 млн. рублей ежегодно вкладывается в строительство Бурейской ГЭС. Без малого 90 миллиардов рублей потрачено на создание "Транстелекома". А вскорости грядут соединение Транссибирской и Транскорейской магистрали и... строительство тоннеля "Чукотка-Аляска".
И это в то время, когда в стране катастрофически не хватает вагонов, и вдвое превышен срок эксплуатации более семисот железнодорожных мостов! Умом МПС не понять!
Впрочем, судьбу описанных выше проектов предсказать нетрудно. Примеры-то вот они, перед глазами. Да хоть та же промывочно-пропарочная станция в Новокуйбышевске. По всему видно, что российские цистерны еще долго будут мыть одетые в скафандры мойщики. "