"АВ середине июня свершилось событие, которое, по мнению западных аналитиков, нанесло серьезный ущерб геополитическим интересам России на постсоветском пространстве. И инициатор этого ущерба - ближайший друг и союзник РФ - Казахстан. 16 июня казахстанский президент Нурсултан Назарбаев и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев все же подписали не раз откладываемое соглашение о присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Нет секрета в том, что этот проект с начала строительства БТД активно лоббировали Соединенные Штаты, что особенно проявилось после состоявшегося в мае визита в Астану вице-президента США Дика Чейни. Кстати, перед прилетом в Казахстан второй человек Америки резко критиковал на прибалтийском саммите Россию за ее недемократичность и несговорчивость в энергетических вопросах по отношению к Европе и странам СНГ. И вот, как видим, Астана активно включилась в процесс уменьшения энерготранспортной зависимости от России.
Согласно достигнутым между Нурсултаном Назарбаевым и Ильхамом Алиевым договоренностям, в этом году Казахстан перекачает через трубопровод БТД около 3 млн. тонн нефти. Спустя несколько лет объемы транспортируемой нефти должны вырасти примерно до 7,5 млн. тонн. При этом, если будет построен трубопровод, который соединит казахстанское месторождение "Кашаган" с Баку, доля Астаны в нем составит уже 25 млн. тонн, то есть почти 50% проектной мощности БТД. Для сравнения: сейчас мощность прокачки российской и казахстанской нефти нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) составляет 32 млн. тонн в год. Эту мощность планируется в ближайшие годы довести до 67 млн. тонн (КТК соединяет казахстанское месторождение "Тенгиз" с нефтяным терминалом близ Новороссийска). Хотя все это планы. В настоящее время Казахстан добывает только около 62 млн. тонн, причем половину выкаченной нефти потребляет сам. Но уже к 2010 г. республика выйдет на уровень ежегодной добычи в 100 млн. тонн, а к 2015 г. - 150 млн.
Таким образом, Казахстан станет важным поставщиком энергоресурсов за границу. И по двум из трех трубопроводов, существующих в этой республике, нефть потечет в обход России. Кроме БТД, Астана экспортирует углеводороды по недавно построенному нефтепроводу из западных районов Казахстана в Китай. Уже в 2006 г. в КНР будет поставлено из Казахстана 4,5 млн. тонн. Это, конечно, немного, но по планам уже с 2007 г. туда планируется поставлять около 10 млн. тонн нефти. А максимальная загруженность трубопровода в Китай составляет около 20 млн. тонн.
Стремление Астаны избавиться от энерготранспортной зависимости от России сопровождается стремлением проводить собственную военную политику. Несмотря на имеющиеся проблемы с демократией в Казахстане, эту политику активно поддерживают, в отличие от России, США, которые как бы не замечают авторитарных методов правления режима Нурсултана Назарбаева. На Каспии при поддержке Соединенных Штатов создается новая военная инфраструктура: американцы помогают Казахстану сформировать здесь собственные военно-морские силы и предлагают свои услуги в охране нефтетранспортных конвоев, идущих в Баку.
Нурсултан Назарбаев всегда многое обещает Владимиру Путину, но не всегда поддерживает в конкретных делах. Фото Леонида ЯКУТИНА
От внимания наблюдателей не ушел и тот факт, что недавно на пресс-конференции в Астане американский посол Джон Ордвей заявил: "Наличие множественных вариантов достижения мировых рынков Казахстаном США считают хорошей идеей". А вице-президент Дик Чейни, находясь в Казахстане, высказался за поддержку Соединенными Штатами усилий Казахстана по вхождению в число 50 самых конкурентоспособных стран мира. Поддержка независимой политики Астаны со стороны Вашингтона обусловлена не только стремлением принизить роль России на постсоветском пространстве. У Америки есть большое желание повлиять и на Китай, который, как известно, сильно нуждается в энергоресурсах. Таким образом, вхождение Казахстана в БТД - это своеобразное оттягивание нефтересурсов не в восточном, а в западном направлении. Здесь у американцев далеко идущие планы. Они поддерживают стремление Астаны построить подводный трубопровод по дну Каспия из Казахстана в Азербайджан. Но этому проекту пока активно противодействуют Россия и Иран. Пока же транспортировка среднеазиатской нефти через Каспийское море осуществляется нефтеналивными судами. Для этого при участии западных компаний и США близ Актау строится новый нефтяной терминал.
Российское руководство, видимо, понимает: цели Казахстана на постсоветском пространстве двойственны и уже заблаговременно пытается снизить возможные риски в оборонной сфере. Скажем, Москва при всех имеющихся противоречиях не отказывается от тесного военного и военно-технического взаимодействия с Казахстаном. Это помогает реализовывать РФ свои геополитические цели и ограничивать влияние США в зоне Каспия и других сферах оборонных контактов. Скажем, на днях на Каспии закончились трехдневные учения пограничных морских сил двух стран. Как заявил руководитель пресс-службы Регионального пограничного управления ФСБ России по Южному федеральному округу Сергей Ливанцов, в ходе учений отрабатывались вопросы противодействия террористической деятельности, незаконной миграции и организованной преступности на Каспийском море. Кроме того, корабли России и Казахстана тренировались в оказании помощи нефтеналивному судну, терпящему бедствие.
Москва выступает против присутствия на Каспии так называемых третьих стран. И призывает обеспечивать его безопасность за счет стран региона (в этой связи в качестве наблюдателей на учения "Каспий-2006" были приглашены представители Азербайджана). Похоже, что и Казахстан соглашается с необходимостью решать проблемы Каспия именно за счет стран региона, хотя от помощи Запада и США, конечно, не отказывается. Скажем, на днях под руководством помощника генерального секретаря НАТО Жана Фурне в Казахстане прошло заседание научного комитета альянса, на котором были обсуждены актуальные проблемы военной безопасности в Центральной Азии и зоне Каспия. Комментарии здесь, как говорится, излишни."