Борис Березовский признал прослушку своих переговоров с Юлией Тимошенко
И учит генпрокурора Чайку, как правильно заниматься экстрадицией
"В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Борис Березовский (по телефону). Эфир ведет Ольга Бычкова, Лев Гулько
Л. ГУЛЬКО - У нас на линии Борис Абрамович Березовский. Добрый день.
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Добрый день.
О. БЫЧКОВА - Здравствуйте, Борис Абрамович. Сегодня появились новые заявления из Генпрокуратуры, теперь новый прокурор, новый старый прокурор, можно так сказать, Юрий Чайка сказал, что в Англию будет направлена делегация российских прокуроров, цитирую по информационным агентствам: "с целью доказать виновность некоторых обвиняемых в терроризме и совершении ряда преступлений лиц и добиться их выдачи". Как вы там себя чувствуете, Борис Абрамович?
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Честно сказать в связи с этим заявлением ничего не изменилось. Ни мое самочувствие, ни в английском правосудии должен заметить. И второе основное. На самом деле новые заявления, вы говорите, заявления-то не новые, заявления старые, просто от другого человека. Который как вы совершенно справедливо заметили, тоже исполнял обязанности генпрокурора, но видимо, ничему не научился ни на той должности, ни будучи министром юстиции. Я хочу сказать, что на самом деле ситуация крайне простая. Реально крайне простая. Совсем недавно в апреле месяце 12 апреля посол Великобритании господин Брентон опубликовал статью в газете "Ведомости". Я просто, извините, займу буквально две минуты…
О. БЫЧКОВА - Напомните нам об этом.
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - …сформулировав позицию Великобритании. Что российские власти вправе требовать экстрадиции любого лица, и представлять доказательства британским судам. "Но, в конечном счете, для нас экстрадиция — это юридический вопрос, а не вопрос государственных интересов. Суды, как и правительство, не могут обходить законы своей страны. Это краеугольный камень нашей демократии и нашей правовой системы. Этот принцип прошел испытание временем на протяжении многих веков нашей истории. Мы им гордимся и живем в соответствии с ним". Так вот я хочу сказать, что я на самом деле даже могу больше сказать, что если действительно господин Чайка хочет добиться моей экстрадиции, еще раз попытаться, я просто могу активно с ним сотрудничать. Я готов с ним вместе работать…
О. БЫЧКОВА - Вы ему хотите сейчас дать пару советов, как это сделать.
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Совершенно верно. Я готов им дать бесплатные, причем советы. Вот они приезжают, мы с ними встречаемся, естественно не на территории российского посольства, а в любом другом месте, я их могу даже пригласить за свой счет выпить виски или поужинать. Я им просто буду объяснять, как это делается по законам Великобритании. И даже то, что он сказал, что он включает в состав представителя МИДа, это уже ошибка. Потому что вопрос экстрадиции это вопрос не политический, а юридический. И представитель МИДа только будет портить эту ситуацию, а не помогать ей.
О. БЫЧКОВА - А все-таки скажите, пожалуйста, как-то всегда это уходило, по-моему, от внимания СМИ, когда направлялись предыдущие запросы по поводу вашей экстрадиции и других лондонских "сидельцев", то там какие собственно выдвигались аргументы, которые британской стороной считались недостаточными? Там что такое было сделано не так?
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Смотрите, во-первых, по поводу сидельцев это сильно сказано.
Л. ГУЛЬКО – Это в кавычках.
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Мы занимаем здесь совершенно открытую позицию активную. Я говорил о необходимости силового перехвата власти. Это уже последняя экстрадиция была как раз по этому поводу. А все дело в том, что на самом деле то, что касается меня, было два разных запроса на экстрадицию. Первый запрос касался выдуманного дела так называемого АвтоВАЗа. О том, что якобы имело место мошенничество. Я хочу сказать, что даже Верховный Арбитражный суд РФ, правда, через два года после решения британского суда, не согласился с Генпрокуратурой и отклонил иск Генпрокуратуры по этому делу. То есть даже в России Генпрокуратура проиграла. Как же она намеревалась выиграть здесь, когда суд здесь действительно абсолютно независим от исполнительной власти. И поэтому двумя годами раньше британский суд, внимательно рассмотрев, внимательно изучив все обстоятельства дела вот этого АвтоВАЗа, принял решение, что никакого состава преступления в этом деле не содержится. А есть только политическая мотивация борьбы с политическим оппонентом. И поэтому предоставлено было политическое, замечу – политическое убежище. Что касается второго дела, вы знаете, что его британский суд даже не стал рассматривать. Эта попытка так называемого совершения государственного переворота, захвата власти, вот этот бред, который распространялся Генпрокуратурой, что был написан в запросе на экстрадицию. Не стал даже запрашивать. По одной причине – потому что сказали, раз у Березовского политическое убежище, то вопрос об экстрадиции вообще не может рассматриваться. То есть сначала лишите его политического убежища, а потом уже присылайте ордер на экстрадицию. Я еще раз говорю, действительно, если господин Чайка или сам приедет или пришлет сюда команду, я им согласен дать бесплатные консультации, потому что я действительно считаю, что масса преступников, в том числе тех, которые убежали из России, скрываются, действительно преступники и их действительно Россия должна как-то получать для совершения правосудия. Но беспомощность и не профессиональность Генпрокуратуры, других структур РФ, не позволяют это делать. А на самом деле все подменяется борьбой с политическими оппонентами. И на Западе это уже прочитано. Теперь нужно доказывать, что я не слон. Даже если бы кто-то из этих людей, которых так алчет Генпрокуратура, действительно оказался преступником, задача теперь усложнилась, потому что им теперь уже не верят, потому что они врут на каждом шагу. И это проверено, доказано в английском суде. Что Генпрокуратура лжет. В этом же проблема.
Л. ГУЛЬКО – Борис Абрамович, много вопросов на наш пейджер прислали по поводу комментариев распечаток ваших телефонных переговоров с Юлией Тимошенко. Это было напечатано в СМИ. Как вы на это реагируете? Будете в суд подавать, не будете. Вообще что это такое?
О. БЫЧКОВА - Правда, не правда.
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Вы знаете, совершенно не собираюсь. Объясню – почему. Потому что существо во всех разговорах абсолютно точное. Это правда. Такие разговоры имели место. Форма, естественно, изменена в угоду спецслужбам, которые хотят представить это как некоторый заговор, некоторые команды из-за рубежа. Вот это все глупость. А да, действительно я непрерывно общался и с Юлией Тимошенко, и с Виктором Ющенко и многими другими активными участниками "оранжевой" революции и до революции и в процессе революции, и я этим мало сказать горжусь, я просто бы поступил сейчас ровно так же. Мне очень приятно, что победил Виктор Ющенко, несмотря на то, что он оказался совсем далеко не тем человеком, которого я себе представлял, совершает массу ошибок. Но, тем не менее, главное, что потерпел поражение Янукович, и действительно Украина получила шанс стать независимой, демократической эффективной страной.
О. БЫЧКОВА - Сейчас много говорят, если уже зашла речь об Украине, о Юлии Тимошенко, и говорят, что она такой жесткий политик и ситуация может между Россией и Украиной например, в дальнейшем существенно усложниться. Какие ваши прогнозы?
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Вы знаете, я считаю Юлия Тимошенко да, вы правы, абсолютно жесткий, волевой политик и на самом деле с моей точки зрения самый грамотный политик на Украине. Но одновременно нужно точно понимать, что Юлия Тимошенко рациональный политик. И рациональная политика Украины состоит в том, чтобы иметь очень близкие и прочные связи с Россией. Ровно так же, как для России важны связи с Украиной. И для Украины они очень важны. И Юля как рациональный политик, безусловно, понимает необходимость именно таких рациональных, правильно выстроенных отношений. И никогда отношения с Россией для Украины не заменят ни отношения со всей Европой, ни отношения с Америкой. Это абсолютно очевидный факт. И ровно так же как для Грузии Россия будет всегда оставаться приоритетом номер один для любого рационального политика. Поэтому я считаю, что Юлия Тимошенко будет проводить абсолютно рациональную политику и в интересах, прежде всего, Украины. Но при этом интересы России страдать не будут, а наоборот, Россия тоже от этого будет выигрывать.
Л. ГУЛЬКО – Скажите, пожалуйста, еще есть группа вопросов о вашем поздравлении М. Б. Ходорковскому. И там была такая фраза в "Коммерсанте", как утверждают наши слушатели о том, что вы собираетесь его скоро освободить. Когда? – они спрашивают.
О. БЫЧКОВА - И что вы под этим подразумеваете?
Б. БЕРЕЗОВСКИЙ - Вы знаете, это продолжение той же самой идеи силового перехвата власти. Я действительно считаю, что в России невозможны никакие свободные выборы, поэтому все это глупость разговоры о 2008 годе или о парламентских выборах. Этот этап, к сожалению, Россия уже проехала. Путинская Россия. Никакие выборы - ни президентские, ни парламентские в России как свободное волеизъявление, состояться больше не могут. Поэтому я сказал, что единственный путь смены этого режима, который по существу потерял свою легитимность, потому что много раз нарушил Конституцию РФ, единственный способ это силовой перехват власти. И модели известны. Это, например, украинская модель – "оранжевая" революция, грузинская модель прихода к власти Саакашвили. Это, безусловно, был силовой перехват власти. И должен заметить, что президент Путин поздравил, в конечном счете, Ющенко. Правда, с третьего раза. Два раза он поздравил Януковича с победой. Но все-таки потом и Ющенко поздравил с победой. То есть признал такой способ перехвата власти, силовой способ перехвата власти законным. То же самое он поздравил президента Саакашвили с победой. И таким образом я считаю, что такая модель и будет реализована в России. Именно следствием реализации такой модели силового перехвата власти является освобождение Ходорковского. Потому что при режиме Путина Ходорковский никогда не будет освобожден. А что касается самого Путина, я еще раз хочу в десятый раз повторить (я первый раз об этом сказал четыре года назад), никогда Путин не пойдет на то, чтобы передать власть кому бы то ни было. Да, может быть какая-то фиктивная временная передача типа устроить досрочные президентские выборы. Я думаю, именно поэтому так быстро раскручивается сейчас Медведев, хотя времени до выборов еще много. А вот он раскручивается. Чтобы на время какое-то передать ему власть. А потом через полгода, например, скажут, что народ просит все-таки Путина вернуть. И Путин вернется. У нас таких моделей много, даже в рамках Конституции переделать президентскую республику на парламентскую. Или присоединить Белоруссию. Хотя все это не реализуемые с моей точки зрения так легко варианты, но, тем не менее, как модели. Но самое главное, неважно, какая модель будет реализована, Путин никогда никому не передаст власть.
Л. ГУЛЬКО – Спасибо огромное. Это был Борис Абрамович Березовский и Лондона. Спасибо. Мы вопрошали все ваши вопросы, дорогие радиослушатели, мы озвучили.