"...Интересно: какие пожелания звучали в адрес министра путей сообщения Николая Аксененко в новогоднюю ночь? Наверняка среди них было — руководить крупнейшей монополией страны еще долгие и долгие годы...
Не сбылось. Не успели люди толком почувствовать наступление 2002 года, как свой “подарок” Аксененко преподнесли премьер Михаил Касьянов и президент Владимир Путин. В минувшую среду к должности одного из самых некогда могущественных министров России прибавилась приставка “экс”.
Как сообщили информированные источники, распоряжение об отставке Аксененко Владимир Путин подписал во время встречи с Михаилом Касьяновым. Премьер же, в свою очередь, перед этим встречался с генпрокурором Устиновым. Напомним, что еще месяц назад Касьянов, несмотря на заведенное против министра уголовное дело, делал Аксененко публичные комплименты и даже привлек к участию в заседании правительства, посвященном реформе МПС.
Что именно про “дело МПС” рассказал премьеру Устинов, неизвестно, однако сразу после этого Касьянов предложил Путину уволить Аксененко, а Путин подписал указ об освобождении министра без лишних раздумий...
Из досье “МК”
АКСЕНЕНКО Николай Емельянович
Родился в 1949 г. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности “инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог” и Академию народного хозяйства при Совмине СССР. Трудовую деятельность начал слесарем-сборщиком на Новосибирском авиационном заводе. С начала 70-х годов работал на железной дороге. В 1985—1986 гг. был начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, потом — замначальника, главным экономистом и первым замом начальника Октябрьской железной дороги. В 1994 г. стал заместителем (а в 1996—1997 гг. — первым заместителем) министра путей сообщения РФ. В апреле 1997 г. занял пост министра путей сообщения РФ. В мае 1999 г. назначен первым вице-премьером. В сентябре 1999 г. при сохранении поста первого вице-премьера был вновь назначен министром путей сообщения. От вице-премьерских обязанностей был освобожден в январе 2000 г. Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени.
В середине октября Николай Аксененко был обвинен в превышении должностных полномочий, приведшем к ущербу на 70 млн. рублей. Через неделю было объявлено об ущербе на сумму свыше 11 млрд. рублей. Позднее представители Генпрокуратуры обвинили главу МПС в том, что на зарплату незаконно расширенному штату центрального аппарата министерства ушло лишних 87 млн. рублей. Сообщалось также, что прокуратура проверяет некие материалы Счетной палаты о незаконном расходовании в 1997 году 700 млрд. рублей. Сообщалось, что руководство Министерства путей сообщения отвлекало деньги от собственной инвестиционной программы, чтобы покупать себе квартиры за 400000—800000 долларов или, например, ради контракта на приобретение 13 автомобилей “Audi-A8” за 1,11 млн. долларов.
Чем конкретно удалось Генпрокуратуре дожать могущественного министра, считавшегося членом так называемой “семьи” президента Ельцина и едва не ставшего в 1999 году премьером России, пока непонятно. Известно, что в сфере внимания ФСБ давно находится близкая к высшему руководству МПС международная транспортная компания “Трансрейл”. Давно вызывали подозрения и непомерные расходы МПС на собственную сеть сотовой связи: освоение средств было поручено частной компании “Транстелеком”, в уставный фонд которой только в 2000 году министерство закачало более 4,3 млрд. руб.
Впрочем, настоящая причина увольнения Николая Аксененко, возможно, кроется в словах “налоги” и “реструктуризация”: их, кстати, говоря об отставке министра, произнес сам Касьянов. Дело в том, что несколько лет назад Минфин (а им тогда руководил именно Михаил Касьянов) разрешил МПС не платить налог государству в размере 38 млн. долларов прямо в казну, а передать эти деньги кипрской фирме “Felirio Trading”. Взамен “Felirio” должна была отдать российскому бюджету советские облигации. (Договор этот, правда, подписан так и не был, а сумма где-то “зависла”.)
Как утверждают знающие люди, ничего особенного в этом не было: схема “тихого” выкупа внешнего долга СССР с большой скидкой в былые годы применялась весьма широко. Однако — с точки зрения закона — подобные действия могли расцениваться и как банальное воровство из казны. Это уж как будет угодно трактовать правоохранительным органам...
Сегодня сложно предсказать, как дальше будут развиваться события вокруг МПС и Николая Аксененко. Вполне возможно, что Генпрокуратура плюс стоящие за ней противники экс-министра удовлетворятся его уходом с политической сцены — и “дело” незаметно “рассосется”."