На прошлой неделе Владимир Путин удостоил правительственной награды машиниста столичного метрополитена Андрея Ульянова. 19 марта электропоезд, которым управлял Ульянов, был протаранен тремя железобетонными сваями. Как вы наверняка помните, строители, вбивая в землю рекламные щиты, настолько увлеклись работой, что пробили тоннель метро. Только чудом да стараниями машиниста никто не пострадал.
То невиданное мартовское ЧП наделало в Москве немало шума. Но, оказывается, все это были еще цветочки. У машинистов столичного метро вполне может появиться возможность для новых подвигов.
Как минимум три станции метрополитена уже сегодня находятся в группе техногенного риска. Незаконные стройки, ведущиеся рядом с ними, вполне могут привести к новым авариям и техногенным катастрофам.
Самая серьезная угроза нависла над станцией “Киевская”...
Все, что написано выше, вовсе не предсказание какого-нибудь полоумного ясновидящего. Эти вполне официальные факты были выявлены совсем недавно московским управлением ФСБ.
В распоряжении редакции имеется письмо за подписью начальника УФСБ Виктора Захарова, адресованное прокурору столицы.
“Чрезвычайные происшествия, связанные с нарушением целостности подземных тоннелей, — сообщает Захаров, — свидетельствуют о продолжающемся самовольном проведении земляных работ на территории города, которые могут привести к техногенным авариям на метрополитене, в том числе с большим количеством человеческих жертв”.
Из документа следует, что УФСБ выявило как минимум три строительных объекта, “возведение которых может создать предпосылки к чрезвычайным ситуациям”. Все они строятся с грубейшими нарушениями нормативной базы, без необходимой документации.
Если бы стройки эти велись где-нибудь в открытом поле — это было бы еще полбеды. Но в том-то и опасность, что все они располагаются в непосредственной близости от станций метро (конкретно — “Киевская”, “Сокольники” и “Чертановская”).
Наибольшую тревогу УФСБ вызывает ситуация вокруг культурно-развлекательного центра “Европейский”. Этот огромный гипермаркет площадью 180 тысяч метров возводится сейчас возле Киевского вокзала, прямо над одноименной станцией метро. Его должны сдать уже к концу года, о чем горделиво извещают растяжки и рекламные щиты.
Но о главном там не сказано ни слова. То, что объект этот строится в водоохранной зоне. И полученная на него госэкологическая экспертиза вызывает самые серьезные сомнения.
А как иначе, если генерал Захаров прямо пишет: “Вследствие превышения нагрузок произошла деформация свода станции метро “Киевская” Филевской линии, визуально наблюдаются трещины свода и отслоение облицовочной плитки на стенах станции”.
Небольшое пояснение: водоохранная зона — она же зона особого режима застройки — предусматривает серьезные ограничения на строительство. Сооружать что-либо, тем более объекты такого масштаба, можно лишь изначально проанализировав все возможные последствия. Помимо живописного вида близость к воде имеет и неприятные стороны. Здесь — совершенно иной грунт, подводные сливы, оползни, движение почв.
Недаром, когда метростроевцы возводили когда-то станцию “Киевская”, они постоянно вынуждены были вступать в схватку со стихией. Подземные воды пробивали стенки туннеля, их бетонировали, но вода прорывалась опять.
А теперь — самое интересное. КРЦ “Европейский” начали строить без необходимой по закону госэкологической экспертизы. Красавец центр возвели уже под крышу, и лишь тогда, в феврале, столичное управление Ростехнадзора выдало искомый документ.
Результат налицо: деформация свода “Киевской”, трещины, отслоение облицовки.
Прокуратура Москвы уже направила исковое заявление в Пресненский суд, требуя признать проведенную экспертизу незаконной. Одной из претензий называется размещение в КРЦ автостоянки, чего в водоохранной зоне по закону быть не должно. Как сказал мне прокурор столицы Анатолий Зуев: “Мы будем стоять до конца”.
Это очень похвальное, а главное, редкое качество, ибо все остальные ведомства — те, кому по долгу службы надлежит следить за безопасностью объектов, — демонстрируют завидную беспечность.
Оригинальнее всех повело себя Московско-Окское бассейновое водное управление (оно отвечает за состояние Москвы-реки). Сначала МОБВУ согласовало проект (как водится, уже в самый разгар стройки). Потом, после вмешательства прокуратуры, согласование свое отозвало. Но ровно через два месяца выдало его снова. По странному стечению обстоятельств сразу после этого начальник управления был уволен.
Не менее странной выглядит и позиция Ростехнадзора. Выдавать экспертизу уже почти готового объекта — это как минимум головотяпство.
Показательно, что еще в конце 2005 года замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь официально обращался в Генпрокуратуру и Ростехнадзор, требуя приостановить незаконное строительство. Но вместо этого Ростехнадзор задним числом мгновенно состряпал недостающую экспертизу.
При установленном сроке в полгода чиновники управились всего за 2 недели. Хотя, как утверждают специалисты, подобные заключения крайне трудоемки. Необходимо было привлечь специалистов-гидрогеологов, провести натурные испытания. Ничего этого, конечно, сделано не было. Эксперты даже не удосужились выехать на место. (Не удивлюсь, если выяснится, что они вообще не знали, под чем расписывались.)
Природоохранная прокуратура Москвы уже вынесла официальные предостережения руководителям Москомэкспертизы, Москомархитектуры и административно-технической инспекции.
Не в пример всем предыдущим техногенным столичным катастрофам, потенциальные обвиняемые определились уже заранее.
Кстати, помимо станции метро под строящимся центром расположены и секретные коммуникации Главного управления спецпрограмм президента. По некоторым данным, там находится ветка правительственного метро.
То-то будет потеха, когда посетители нового супермодного центра “Европейский” неожиданно для себя очутятся под землей, в секретном президентском туннеле. Или, на худой конец, на обычном перроне метро...
Но ничего этого может и не случиться. Суд по иску прокуратуры назначен на 20 июня. Если он будет удовлетворен, здание придется сносить. Разумеется, за счет застройщика — ЗАО “Киевская площадь”.
Хотя я не удивлюсь теперь ничему. Восточная мудрость гласит: осел, груженный золотом, откроет любые ворота. Даже в президентское метро...
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА “МК” связался по телефону с начальником Московского метрополитена Дмитрием ГАЕВЫМ.
— Я сейчас нахожусь в Санкт-Петербурге, — сказал Дмитрий Владимирович, — и никаких подробностей о нынешних событиях не знаю. Не видел я и никаких материалов, свидетельствующих о том, что строящийся объект, о котором идет речь, угрожает безопасности столичной подземки.