"Под Рождество обыкновенно случаются чудеса. Подтверждение тому - решение президента освободить от должности министра путей сообщения Николая Аксененко.
Оно, конечно, понятно, что к тому все шло достаточно давно, с тех пор как в стране поменялся руководитель. Однако затянувшийся процесс публичного противостояния экс-министра Генеральной прокуратуры, поддержка, оказываемая ему со стороны председателя правительства, и бурная деятельность высших чиновников ведомства на ниве реформирования железнодорожного транспорта позволяли предполагать, что действие пьесы слегка затянется.
Но - видимо, чтоб наблюдатели не заскучали, - первый тактический шаг сделан. Cтратегический также не заставил себя долго ждать. Приемником Аксененко стал Геннадий Фадеев, руководитель Московской железной дороги, возглавлявший Министерстов путей сообщения с 1991 по 1996 г.г. Принятие окончательного решения о судьбе Николая Аксененко в период межпраздничной усталости всех политических организмов позволяет уйти от комментариев как уже случившегося, так и возможного развития событий.
Сам Николай Аксененко полагает, что "принятые меры по ликвидации задолженности в федеральный бюджет снимают обвинения, выдвинутые Генеральной прокуратурой в его адрес". Причинно-следственная связь не вполне понятна, однако подобное заявление позволяет сделать вывод, что задолженность - целиком либо частично - была покрыта из личных средств главного (в недавнем прошлом) железнодорожника страны.
Как в смысле отставок, так и в смысле назначений. И опять же можно порадоваться мудрости верховной власти. Каникулярное время не позволило олигархам всех мастей принять активное участие в процессе выдвижения и отстаивания кандидатуры на вакантный пост. Поэтому, как бы всем ни хотелось, не успели.
Впрочем, система путей сообщения имеет достаточный запас прочности, поэтому вопрос назначения мог бы решаться не в постпраздничной горячке. Несомненно, при подписании указа об отставке президент имел перед собой список возможных претендентов. И из всего многообразия кандидатур выбор пал на Фадеева. Источники в МПС характеризуют его как человека чрезвычайно покладистого и миролюбивого, а к тому же перешагнувшего официальный рубеж пенсионного возраста. Фадееву почти 65 лет.
Что же до остальных претендентов, то их было без малого дюжина. "Кузбасские", могли лоббировать нынешнего и.о. министра Александра Целько, у которого в том регионе "много личного", либо же Владимира Старостенко, который осенью 1999 года беспрекословно вернулся с поста министра на должность начальника Западно-Сибирской железной дороги. "Русаловские" наверняка могли остановить свой выбор на какой-нибудь "темной лошадке" из действующих начальников железных дорог из региона особых интересов алюминиевого лобби. "Сверстальские" скорее всего поступили бы аналогично. Тем более что Владимир Петров - начальник Северной железной дороги - всегда был достаточно лоялен к запросам череповецких товарищей.
Что касается любимой темы - питерских выдвиженцев, то тут выбор был более чем достаточен. Есть любимая метла Николая Аксененко - нынешний руководитель Октябрьской железной дороги Геннадий Комаров. Слухи о его карьерном продвижении периодически муссируются в обеих столицах. Если подобное случилось - пришлось бы очень сильно пожалеть не только российские железные дороги, но и федеральную власть за бессилие и слабость.
Впрочем, в Питере - также в системе путей сообщения - трудится бывший первый заместитель министра Валерий Ковалев (ныне ректор Железнодорожного университета). Причиной его ухода с предыдущего поста стало включение его кандидатуры в состав правительства Евгения Примакова. Фамилию из списка тогда вычеркнул лично Борис Ельцин. Так что Валерий Ковалев вполне может считаться пострадавшим от предыдущего режима. Есть - правда, уже в Москве, на должности начальника департамента Минтранса - бывший начальник Октябрьской железной дороги и бывший зам Виктора Черкесова Александр Кузнецов. В кругах околожелезнодорожных принято считать, что он личный враг Николая Аксененко, и соответственно, проецировать, что именно на нем мог остановит свой выбор верховный правитель. Список можно продолжать достаточно долго, однако все это более лишено какого-либо смысла.
Гораздо интереснее просчитать уровень задач, которые будут поставлены перед новым министром. Вероятно, в их список войдет не только приведение ведомства в порядок в преддверии исторического образования ОАО РЖД, но и серьезная работа по направлению объединения транспортных министерств в единое целое."