"Президент России Путин снял с должности по подозрению в коррупции и бесхозяйственности министра путей сообщений Николая Аксененко. Как говорят в аппарате правительства, Аксененко сам попросил о своей отставке, взяв на себя "моральную ответственность" за "проблемы" существующие в его ведомстве. Однако называть его отставку добровольной никак нельзя. Аксененко - прежде одна из самых влиятельных фигур в российском руководстве, - скорее, долго и жестко сопротивлялся своему свержению и на протяжении двух месяцев предпринимал всяческие маневры, чтобы уйти от органов правосудия. 19 октября Генеральная прокуратура предъявила министру обвинение в злоупотреблении служебным положением. Конкретно она подозревала его в том, что тот был виновником нанесения государству ущерба в сумме 2,3 миллиона долларов США путем незаконных денежных выплат сотрудникам министерства и перевода прибылей железных дорог в фонды сомнительного характера, минуя налоговые органы. В результате государство, как утверждается, недополучило один миллиард долларов США в виде налогов.
Поэтапное свержение
Назначенный в 1997 году на пост министра тогдашним президентом Ельциным Аксененко был до последнего времени королем министерства-монополиста, в ведении которого находятся 159 000 километров железных дорог, полтора миллиона рабочих и служащих и оборот в размере 10 миллиардов долларов США. Чрезвычайно жесткие обвинения в адрес амбициозного политика появились еще три года назад. Пресса сообщала тогда о сомнительных дочерних фирмах, основанных Аксененко. Их руководителями он назначил своих собственных родственников. Однако министр мог себе позволить бойкотировать соответствующие слушания в парламенте.
Органы юстиции долгое время закрывали на это глаза. В 1999 году поддержанный серым кардиналом Кремля Борисом Березовским Аксененко чуть не стал премьер-министром. Но, в конечном счете, он был вынужден удовлетвориться тогда еще влиятельным постом первого вице-премьера. При Путине Аксененко быстро утратил свое влияние, его власть была ограничена рамками железнодорожного ведомства, хотя следствие первоначально так и не было начато. Когда в начале октября неожиданно стало известно об открытии дела, Аксененко ушел в продолжительный отпуск. Позднее он сказался больным. И то, и другое является в России обычным делом, чтобы избежать вызова в суд или ареста. После того, как две недели назад министр вернулся на работу, Генеральная прокуратура повторила обвинения в его адрес и поклялась довести дело до суда.
Борьба за власть двух кланов
Как и любое уголовное дело в отношении высокопоставленных функционеров, дело министра тоже имеет политическую подоплеку. Многочисленные наблюдатели видят за ним борьбу между представителями старой ельцинской гвардии и новой - чаще всего представленной политиками из родного города Путина Санкт-Петербурга. Аксененко входит в первую группу, которую последние два года последовательно вытесняли из власти. В прошлом году Генеральная прокуратура раскрыла в общей сложности, по ее собственным данным, 8 000 случаев взяточничества. Впрочем, по всем открытым в последнее время делам о коррупции в отношении известных функционеров фигурируют исключительно люди, которых причисляют к гвардии Ельцина. Как показал случай с Бородиным, в России, когда речь заходит подвергать уголовному преследованию высокопоставленных чиновников или нет, решающее слово принадлежит не органам юстиции, а политическому руководству."