"Из служебной записки Председателя Счётной палаты РФ Сергея Степашина Президенту России Владимиру Путину: «Ледокольный флот, переданный в 1998 году в доверительное управление ОАО „Мурманское морское пароходство“ (далее — ОАО ММП), является федеральной собственностью и включает в себя 8 атомных ледоколов, атомный лихтеровоз, 2 дизель-электрических ледокола, вспомогательные суда. Предварительные результаты проверки показали, что Комитетом по управлению государственным имуществом Мурманской области на невыгодных для государства условиях и незаконно (без решения Правительства Российской Федерации и без соответствующих полномочий) был заключён договор доверительного управления и осуществлена передача акционерному обществу „Мурманское морское пароходство“ ледокольного флота. ОАО ММП, контрольный пакет акций которого принадлежит ООО „Севморпуть-Капитал“, осуществляет доверительное управление неэффективно, с нарушениями российского законодательства и условий договора доверительного управления, зачастую в собственных интересах, а не в интересах собственника имущества — Российской Федерации. Так, в нарушение статьи 1018 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договора доверительного управления доходы от услуг ледоколов в ряде случаев проходили через расчётные счета ОАО ММП. При этом сроки прохождения денежных средств значительно увеличивались, применялись неденежные формы расчётов и фактически осуществлялось кредитование ОАО ММП за счёт ледокольного флота. В то же время для пополнения оборотных средств ледокольного флота привлекались значительные заёмные средства. ОАО ММП самостоятельно устанавливало экономически необоснованные тарифы на ледовую проводку своих судов, что приводило к перераспределению доходов от ледокольного флота к ОАО ММП. Растёт износ ледокольного флота. До настоящего времени простаивает атомный ледокол „Сибирь“, выведенный из эксплуатации с 1992 года по причине аварии. Ежегодные расходы на его содержание составляют более 30 млн. рублей. Не решена задача комплексной утилизации судна „Лепсе“, радиационная обстановка в помещениях хранилища которого характеризуется высоким уровнем гамма-излучения. Без согласия собственника (государства) ОАО ММП передавало иностранным компаниям в аренду ледоколы (с правом субаренды), в том числе с ядерной энергетической установкой на борту, — для пассажирских круизов на Северный и Южный полюсы. Передача атомоходов в аренду иностранным компаниям и присутствие на их борту граждан иностранных государств (до 124 человек) создают реальные предпосылки перехода контроля над атомным ледоколом к третьим лицам, что создаёт возможность возникновения радиационной и террористической угрозы. С учётом изложенного, в целях защиты интересов Российской Федерации предлагается изъять из доверительного управления ОАО ММП ледокольный флот и образовать государственное унитарное предприятие на базе ФГУП „Атомфлот“, осуществляющего технологическое обслуживание и ремонт атомоходов и ледокольного флота. Реализация данных предложений позволит: обеспечить эффективность работы ледокольного флота, равнодоступность пользователей к его услугам, накопление инвестиционных средств для участия в воспроизводстве атомных ледоколов (до 40 процентов) и, в конечном счёте, укрепить национальную безопасность в Арктике».
Г-н Куликов «кинул» ЛУКОЙЛ и Белый дом
Чтобы чётко представлять себе всю серьёзность ситуации, сложившейся вокруг нашего атомного гражданского флота, и угрозу, нависшую над ним, заглянем в недалёкое прошлое, которое позволит нам прояснить многие моменты этой финансовой аферы.
В 1994 г. компанией ЛУКОЙЛ, Мурманским морским пароходством (ММП) и ГП «Якутнефтепродукт» было создано ОАО «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» (ЛАТ). В 1998-1999 гг. ЛАТ приобрёл контрольный пакет акций ММП, выполнив при этом инвестиционные обязательства всего за 51,2 млн. долларов. По нашим источникам, в конце 1999 г. Николай Куликов, занимавший должность генерального директора ЛАТ, втайне от акционеров по подложным документам продал акции ММП фирмам, ему же и подконтрольным (в конечном итоге — ООО «Севморпуть-Капитал»). Таким образом, он стал фактическим владельцем всего российского атомного гражданского флота.
Надо понимать, что г-н Куликов широко использовал финансы «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» в личных целях. По его указанию ЛАТ предоставлял фирмам Н. Куликова займы. Они погашались за счёт средств, получаемых фирмами за посреднические услуги, оказываемые той же ЛАТ по завышенным ценам. При этом широко использовались вексельные схемы, взаимозачёты и т. п. Это касается искусственного снижения ставок фрахта танкеров ЛАТ, переданных ММП, более чем в 1,5 раза (ущерб ЛАТ — более 13 млн. долларов); приобретения акционерным обществом ЛАТ у одной из фирм Н. Куликова катера за 34 млн. рублей, который за 19 дней до этого был куплен фирмой за 11 млн. рублей; скупки ОАО «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» у фирмы Н. Куликова неликвидных векселей на сумму 16 млн. рублей и т. д.
Как следует из наших источников, очень близкие отношения у Николая Куликова с Вячеславом Рукшей, который в настоящее время является руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта. Вероятнее всего, они пересеклись в 1998 году. Тогда В. Рукша, занимавший малозначимую должность заведующего тренировочным центром, был назначен Н. Куликовым сначала генеральным директором ММП, а затем, в 2000 г., пролоббирован на должность первого заместителя министра в Министерстве транспорта России. Вот так делалась стремительная карьера.
Рука Москвы
Однако финансовые игры с ЛУКОЙЛом Н. Куликову даром не прошли. В сентябре 2002 г. он и его команда в полном составе были уволены из ЛАТ. Следует отметить, что дела новому руководству компании переданы не были, а 95 процентов документации и электронных баз данных ЛАТ были похищены или уничтожены. После неоднократных обращений ОАО «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» в прокуратуру г. Москвы 25 ноября 2003 г. было, наконец, возбуждено уголовное дело № 1588.
По нашим источникам, первоначально расследование проводилось УВД ЦАО г. Москвы, затем — ввиду его сложности — следственной группой ГСУ при ГУВД г. Москвы. Однако и эта группа с расследованием не справилась. Например, не была произведена большая часть необходимых следственных действий. Не был допрошен Вячеслав Рукша — ключевой свидетель по важнейшим эпизодам уголовного дела (в том числе связанным с хищением акций ММП и «уводом» денежных средств ЛАТ в размере 5,3 млн. долларов посредством оффшорной компании-«дочки» — Algonova Shipping Company Ltd.). He произведена выемка документов в ММП, офисе Куликова и его сообщников. Не произведены экспертизы подложного протокола собрания акционеров ЛАТ, рыночной стоимости фрахта танкеров и т. д. После повторного ходатайства ОАО «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» о допросе В. Рукши уголовное дело было спешно прекращено 4 июня 2004 г. — задолго до окончания срока предварительного расследования (который истекает 25 июня 2004 г.). При этом руководитель следственной группы заявил, что дело закрыто по прямому указанию и под давлением прокуратуры Москвы.
Подведём некоторые итоги: на средства, похищенные у ЛАТ, Николай Куликов, кроме ММП, также приобрёл Северное морское пароходство (СМП), Северное речное пароходство и крупный пакет акций Архангельского торгового порта. Это обеспечивает г-ну Куликову личную монополию на Северном морском пути. Однако конечной целью Н. Куликова является приобретение сырьевых активов на Севере. Им, в частности, куплены два лесопромышленных комбината в Архангельской области, слюдяной рудник в Мурманской области. По его заказу проводится разведка нефти на о. Рыбачьем. Источником финансирования проектов выступают всё те же ММП и СМП, — в ущерб основной деятельности пароходств, в том числе по обслуживанию государственного ледокольного флота.
Так, исходя из официальных данных ММП, по итогам работы пароходства в 2002-м и 2003 годах фирмы Н. Куликова получили дивиденды в размере более 1,1 млрд. рублей. В то же время долг ММП только перед структурами арабского предпринимателя Н. Диаба достигает, по имеющимся данным, 40 млн. долларов.
А «северный завоз» и ныне там
Что касается нерешённых проблем с обеспечением наших северных территорий всем необходимым для нормального проживания людей, то как им, проблемам, не возникать, если в результате разного рода финансовых махинаций идёт стремительное удорожание транспортных расходов в этом регионе?
Вот что говорит по этому поводу аудитор СП РФ Михаил Бесхмельницын: «Мы выяснили, что, например, на Белом море, где ММП имело право самостоятельно определять тарифы на ледовую проводку, они в ряде случае были в 6-7 раз ниже, чем расценки, утверждённые Минэкономразвития для трассы Севморпути. Зато, имея монополию на ледоколы, пароходство настаивало на том, чтобы грузы перевозились именно на транспортных судах ММП по завышенным ставкам».
О том, какое значение имеет для экономики России акватория Северного Ледовитого океана, можно судить по следующим цифрам: здесь разведано 62,5 трлн. кубометров газа, 9 млрд. тонн нефти (и на берегу, соответственно, 3,5 млрд. тонн). В целом это составляет четверть мировых запасов газа и нефти. Думается, не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать, какими богатствами мы располагаем. С другой стороны, это кратчайший морской путь из Европы в Азию. Однако без атомного ледокольного флота России нечего и думать об освоении этих богатейших как природных, так и транспортных ресурсов. Пока же государство, благодаря ретивым чиновникам из Комитета по управлению государственным имуществом Мурманской области, вынуждено лишь финансировать затраты атомоходов, прибыль от эксплуатации которых получают частные лица. То есть из кармана российского налогоплательщика оплачиваются прибыли «Куликова и компании».
Пронесёт ли?..
Но и это ещё не всё. На повестку дня поставлена национальная безопасность России. Дело в том, что ретивые собственники атомоходов при поддержке местного губернатора стали сдавать ледоколы с ядерными энергетическими установками в аренду иностранным фирмам, которые устраивали на них круизы на Северный полюс. Стоимость одного места — 20 тысяч долларов. За один раз ледокол брал на свой борт до 124 туристов. Несложно подсчитать, что такой рейс давал более двух миллионов долларов. Российское государство, как вы догадываетесь, ничего с этого не имело. Проверка показала, что государству от этой «коммерческой деятельности» нанесён ущерб в размере свыше 7 миллионов долларов.
Деньги деньгами, а вот бесконтрольное присутствие на объекте с ядерным реактором граждан, тем более иностранцев, надо понимать, ставит под угрозу национальную безопасность нашей страны. Кто может гарантировать, что атомоход после такого круиза не вернётся на базу с определённым «подарком»? Международный терроризм тратит на подготовку крупных терактов сотни тысяч долларов. А здесь такая возможность! — всего за каких-то двадцать тысяч «зелёных» на борт ледокола с ядерной установкой можно поднять всё, что хочешь, вплоть до десятков килограммов тротила. В 9-м выпуске телевизионного сатирического журнала «Фитиль» в сюжете на данную тему сотрудница ММП, попросившая не называть её фамилию, сказала с известной российской безалаберностью: «Да пронесёт!» А если нет?! И кто будет в ответе, если в Мурманской области возникнет мини-Чернобыль со всеми вытекающими отсюда последствиями, — руководство области, ММП или ещё кто-нибудь?
Президент России В. В. Путин наложил на докладную записку Председателя СП РФ лаконичную и жёсткую резолюцию, адресованную В. Б. Христенко: «Вопрос очень важный. Используйте материалы СП». Это вселяет надежду, что не потребуется команды «Свистать всех наверх!» — атомный гражданский флот России будет возвращён государству и приступит к выполнению задач по своему прямому назначению.