"Вчера российско-грузинские отношения получили новый негативный стимул. Москва позволила бывшему руководителю информационно-разведывательной службы Грузии Игорю Георгадзе провести открытую пресс-конференцию. Уже 11 лет грузинские власти ищут этого человека через Интерпол в связи с подозрениями в причастности к покушению на экс-президента Эдуарда Шеварднадзе 29 августа 1995 года. И вот опальный чекист впервые вышел из подполья и публично заявил о себе как о яростном политическом оппоненте нынешнего президента Михаила Саакашвили. Российские силовики не стали ему мешать и даже намекнули на возможность получения политического убежища в нашей стране.
Лидер оппозиционной партии «Справедливость» Игорь Пантелеймонович Георгадзе (его отец руководит коммунистами Грузии) готов стать революционером. Вчера он заявил в Москве журналистам: «Если власти Грузии не выполнят волю народа, не уйдут и не проведут досрочные парламентские и президентские выборы, мы добьемся этого так, как этого добилась «розовая революция». Георгадзе даже выбрал для новой смены власти актуальный ботанический символ: грядущая революция будет «крапивной».
Игорь Георгадзе изложил причины своего неожиданного появления в нашей стране: «Почему Россия? Она ближе всего к Грузии, здесь проживает более миллиона моих соотечественников. Именно российское гражданство в 1995 году приняла моя мать после непрерывной череды обысков». Лидер «Справедливости» обещал, что после его прихода к власти Грузия вернется к дружеским отношениям с Россией, рухнут барьеры на пути экспорта грузинского вина и визовый режим между странами "исчезнет через три дня". Во внешней политике Тбилиси станет меньше равняться на Вашингтон и больше - на Москву: «Нельзя цепляться за дядю за десятки тысяч километров за океаном и пинать того, кто тебя спас и всегда, на протяжении десятилетий, был твоим другом».
Игорь Георгадзе уповает на недовольство грузинского общества политикой нынешних властей. Внутри Грузии «Справедливость» выводит сторонников на регулярные митинги и театрализованные шествия с призывами к отставке «соросовских» правителей. Но пока серьезная оппозиция избегает сотрудничества с Игорем Георгадзе. Депутат от «Новых правых» Пикриа Чихрадзе полагает, что реальный рейтинг «крапивного революционера» не превышает 1%.
Георгадзе винят не только в покушении на Шеварднадзе, но и в гибели в декабре 1994 года лидера Национал-демократической партии Грузии Георгия Чантурии -- одного из наиболее рейтинговых политиков того времени. Но вдова Чантурии Ирина Саришвили уже простила Игоря Георгадзе. Она якобы получила документы, подтверждающие его непричастность к расстрелу мужа киллерами в автомобиле у подъезда собственного дома.
В беседе со «Временем новостей» лидер НПО «Лига народной защиты» Ирина Саришвили, сказала, что политические перспективы Игоря Георгадзе в Грузии просматриваются весьма отчетливо, чему способствует непродуманная и неэффективная политика правительства Михаила Саакашвили. «Число сторонников «Справедливости» растет день ото дня, -- полагает г-жа Саришвили. -- В этой партии начинают видеть реальную альтернативу властям. Сам Игорь Георгадзе имеет полное право получить политическое убежище как в России, так и на Западе. Он 11 лет пытается доказать свою невиновность. Это подтверждают и американские юристы, изучавшие это дело. Но 11 лет грузинский суд не желает выслушать его. Из-за этого Георгадзе не может обратиться в Страсбургский суд по правам человека, так как не имеет решения грузинского суда».
Накануне выборов в парламент Грузии в ноябре 2003 года Игорь Георгадзе пытался зарегистрироваться в качестве кандидата. ЦИК отказал ему, хотя при получении кандидатского иммунитета тот был готов ответить на вопросы следствия.
ЦИК мотивировал свой отказ тем, что Георгадзе, покинувший страну через несколько дней после покушения на Шеварднадзе в 1995 году, в Грузии больше не проживал. Его сторонники представили документы, подтверждающие, что Игорь Георгадзе прописан в Знаурском районе Южной Осетии, де-юре остающейся частью Грузии. Но это не убедило ЦИК.
«Все эти 11 лет Игоря не было в Грузии», -- заявил «Времени новостей» бывший руководитель департамента разведки Автандил Иоселиани. При этом грузинские силовики уклоняются от ответа на вопрос, скрывался ли Георгадзе все это время в России. По их версии, опальный чекист появлялся в Сирии и в некоторых странах СНГ -- в частности, в Белоруссии. Сам г-н Георгадзе вчера сказал, что за 11 лет сменил восемь стран.
Игорь Георгадзе заявил, что не намерен просить в России ни политического убежища, ни гражданства. Он подчеркнул, что Москва предоставила ему «возможность добиться справедливости и продолжить публичную деятельность, в правовом поле решить вопрос о снятии обвинений и прекращении розыска на территории иностранных государств». «Мне достаточно разрешения находиться в России и того, что российские правоохранительные органы не преследуют меня по запросу грузинских властей», -- добавил он. На днях заместитель генпрокурора России Владимир Колесников заметил, что предоставление политического убежища Игорю Георгадзе будет соответствовать российским законам и международным нормам.
Официально Генеральная прокуратура от комментариев по пребыванию в России находящегося в международном розыске Игоря Георгадзе отказалась, сообщив лишь, что слова Владимира Колесникова выражали «его личное, субъективное мнение». Неофициально источник «Времени новостей» в Генпрокуратуре посоветовал по всем вопросам обращаться в Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России. «Разговор с Интерполом по Георгадзе был, но ничего конкретного они нам не сообщили», -- заявил наш собеседник.
«Времени новостей» стало известно, что на этой неделе НЦБ Интерпола предоставило все необходимые документы на Георгадзе в Генпрокуратуру и в МВД. Однако в самом НЦБ от официальных комментариев вчера также отказались, уточнив, что задержание преступников -- прерогатива департамента уголовного розыска МВД.
В российском МВД знают, что Георгадзе находится в международном розыске по линии Интерпола. Сотрудники уголовного розыска даже присутствовали на вчерашней пресс-конференции, но задерживать его не стали. «Возможно, это какая-то оперативная комбинация, -- сказал нашему корреспонденту источник в департаменте уголовного розыска МВД, -- нам об этом не сообщают. Может, задержим позже, без телекамер. Никакой команды на задержание человека, находящегося в международном розыске, не требуется. Теоретически это может сделать любой постовой, узнавший подозреваемого».
Публичное появление Игоря Георгадзе в Москве вызвало гнев в Тбилиси. Вчера на пленарном заседании грузинского парламента вице-спикер Михаил Мачавариани заявил: «Видимо, у России плохи дела и нет никакой опоры в Грузии, если она предоставляет политическое убежище убийцам, преступникам и контрабандистам, объявленным в международный розыск». Однако у нынешних властей Грузии также не осталось опоры в российских коридорах власти. И шансы на обретение такой поддержки стремительно катятся к нулю.
Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе в беседе с «Временем новостей» провел аналогию между появлением в Москве опального чекиста Георгадзе и событиями начала 1990-х годов: «Когда Грузией правил Звиад Гамсахурдиа, фигура Эдуарда Шеварднадзе, находившегося в тот момент в Москве, была совершенно неприемлемой на родине. Но прошло немного времени, в Грузии разразилась гражданская война, и именно Шеварднадзе стали воспринимать здесь как политика, способного вывести страну из кризиса и принести ей пользу. В марте 1992 года Шеварднадзе вернулся из Москвы в Тбилиси». Г-н Сакварелидзе полагает, что Игорь Георгадзе вполне вписывается в российскую политику в отношении нынешних властей Грузии: «Сначала были запреты на поставки вина и боржоми. Они должны были создать проблемы в грузинском обществе, подготовить почву для появления откровенно пророссийски ориентированной фигуры. Теперь остается ждать, когда появится возможность послать Игоря в Грузию как спасителя нации»."
25.05.2006
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Эдуард ЛОМОВЦЕВ Время новостей