" Все крупные информационные ресурсы находятся в надежных руках. Несколько лет подряд театр военных действий разворачивался на телевизионном поле. Мучительно отнимали у Гусинского каналы НТВ и ТНТ, у Березовского — ОРТ и ТВ-6. Многие расставались с собственностью добровольно — как консорциум олигархов, создавший канал ТВС. Теперь на телевидении делить больше нечего. Оно лояльно и предсказуемо. Зато в газетном мире активность, наоборот, набирает обороты. За последний год несколько изданий поменяли собственника, еще несколько готовятся к продаже. Что означают эти изменения и что ими двигает: деньги или власть? Борьба за жизнь Самая крупная из последних сделок — бывший министр финансов Борис Федоров купил половину пакета акций газеты “Жизнь”. Цена вопроса — 10—15 млн. долларов. С Борисом Федоровым мы познакомились в самолете. Он летел на Российский экономический форум в Лондон. На его откидном столике лежало два печатных издания — газета “Жизнь” и журнал Forbes. Первое, видимо, потому что ему принадлежит; второе, потому что там опубликовали сотню самых богатых людей России. А какой крупный инвестор не мечтает оказаться в их числе... Пока в сотне миллиардеров Федорова нет, но он явно не прочь туда попасть. Издательский бизнес, как рассказал мне г-н Федоров, для него представляет такой же интерес, как и все остальные. Он сообщил, что собирается вложить в газету “еще немного денег” (несколько десятков миллионов). За два года поднять ее тираж в два раза, а потом, соответственно, в два раза дороже продать. На вопрос, каким образом он будет поднимать тираж, г-н Федоров хитро заулыбался и сказал: “Секрет”. Может быть, пока просто не знает. Впрочем, это уже не его задача. Все было бы просто елейно и можно было бы только радоваться тому, что газеты наконец стали выгодным вложением… Но сразу в двух разных источниках мне подтвердили, что интерес у Федорова к “Жизни” возник не просто так, а по настоятельной просьбе из Кремля. Вернее, даже по звонку. Дело в том, что интерес к газете стали проявлять иностранные издатели. В их числе был английский медиамагнат Руперт Мэрдок и немецкий концерн “Аксель Шпрингер”. То бишь российская власть просто не захотела отдавать в западные руки массовое издание, которое перед выборами тоже может представлять серьезный ресурс влияния на избирателя. Газеты на газу Продается еще одно массовое издание — “Комсомольская правда” (сейчас она входит в медиа-холдинг Владимира Потанина). Сначала говорили, что в одном пакете с ней пойдут с молотка и другие газеты того же холдинга — “Советский спорт” и “Экспресс-газета”, но по последней информации “Совспорт” все же решили продавать отдельно. Тут цена вопроса уже другая — сотни миллионов долларов. И круг предполагаемых покупателей сильно сужается. Среди наиболее вероятных претендентов на “Комсомолку” — холдинг “Газпром-Медиа”. Сейчас сделку якобы решили ненадолго отложить, но покупка находится в логике последних действий медиахолдинга. Получив телевизионные активы империи Владимира Гусинского — каналы НТВ и ТНТ, радиостанции “Эхо Москвы” и пр., “глянцевое” издательство “7 дней”, “Газпром-Медиа” купил “Известия” (они тоже были частью потанинского холдинга). Это решение, безусловно, без санкций и даже рекомендаций Кремля не принималось. Глава “Газпром-Медиа” Николай Сенкевич не раз перечислил издания, которые хотел бы приобрести: “Комсомолку”, “АиФ”, “Коммерсант”. Что касается “Аргументов и фактов”, то вице-президент компании “Промсвязькапитал” (управляет “АиФ” и газетой “Труд”) Марина Переверзева рассказала мне, что издание не будет продано. А в действиях “Газпром-Медиа” на газетном рынке она видит не только исполнение политической воли, но и поиск выгоды — для того чтобы создать полноценный холдинг: Ничто не мешает “Газпром-Медиа” после президентских выборов выйти на IPO (продажа акций на бирже. — М.К.). Капитализация компании при этом может возрасти в разы”. Так что в покупках г-на Сенкевича есть и бизнес-стратегия. Кто купит “Ъ”? Что касается газеты “Коммерсант”, то с ней, в отличие от “Комсомолки”, не все так гладко. Газета слишком долго принадлежала одиозному олигарху-изгнаннику Борису Березовскому. Слишком часто он обращался с ее страниц с открытыми письмами к президенту. И все-таки Борис Березовский расстался с газетой, он продал ее своему партнеру Бадри Патаркацишвили. А Бадри, как известно, начал постепенно расставаться с медиа-активами. Так, он уже продал часть (около 30%) акций телекомпании “Имеди”. Покупателем называют все того же Руперта Мэрдока. Так что решение о продаже “Коммерсанта” принято, не принято главное — решение о его покупке. Команда не дана. Безусловно, Кремлю хотелось бы в лице “Коммерсанта” сохранить одно из немногих общественно-политических изданий, не подконтрольных государству. Его всегда можно будет предъявить Западу в ответ на обвинения в ущемлении свободы слова. С другой стороны, отдавать газету тому же Мэрдоку или другому западному акционеру (в покупке подозревали еще ирландского магната Гевина О’Рейли) для власти представляется опасным. Особенно сейчас — в преддверии думских и президентских выборов. На экономическом форуме в Лондоне прошел слух, что газету может купить еще один российский монополист — АО “Российские железные дороги”. Слух не подтвердился. Глава компании Владимир Якунин начал со страшной силой опровергать эту информацию. Хотя при этом известно, что РЖД формирует собственный медийный холдинг и будет его расширять. А вопрос с “Коммерсантом” остается открытым. Как вариант его может ждать покупка, похожая на историю с “Юганскнефтегазом”. Главный актив “ЮКОСа” в свое время купила “Байкал Финанс Групп”, зарегистрированная в Твери в одном здании с рюмочной и винным магазином. Так и газету может купить никому не известная контора, а в итоге она окажется в собственности какой-нибудь государственной или лояльной власти компании. К продаже, кстати, готовятся и другие издания. Среди них называется газета “Спорт-Экспресс” и холдинг “Экстра-М”. Их нынешние хозяева довели свой бизнес до той стадии, когда он выгодно превращается в деньги. Время клонов Начинается предвыборная пора. И хотя политологи в один голос говорят, что в стране “политики” нет, она начнется. Бюджеты партий надо будет перераспределять, в том числе и на информресурс, а какой будет президентская кампания, пока вообще не понятно, и лучше войти в нее во всеоружии. На рынке стали появляться новые издания. Так, на прошлой неделе в свет вышла газета “Аргументы и время”. Формально, правда, ее стоит называть “Аргументы ай время”, так как вместо союза “и” между словами в название стоит английская буква i (в транскрипции “ай”), возможен, правда, и украинский вариант, и тогда она должна звучать как “ы”. Издание это до боли напоминает газету “Аргументы и факты”. Ее даже делает бывшая команда “АиФ”, а в каталоге подписки “Аргументы и время” сохранили и фирменный шрифт, и даже наклон букв “АиФ”. Говорят, что хозяева издания рассчитывают в том числе на предвыборный бюджет СПС. И якобы с руководством партии на этот счет есть устные договоренности. В любом случае в ближайшее время можно ждать появления нескольких новых изданий. Предвыборный сезон обычно очень богат на выход печатных СМИ, которые, как правило, потом закрываются. Куда падают тиражи Газеты остаются не только серьезным политическим и информационным ресурсом, но и становятся неплохим вложением капиталов. “Издательская отрасль России на сегодняшний день находится на подъеме. Это особенно заметно в условиях падения тиражей по всему миру, — считает преподаватель журфака МГУ член Молодежной общественной палаты Антон Назаров. — Сейчас рост периодических изданий наблюдается, пожалуй, только в Китае и Индии. В этих условиях российская издательская среда является весьма инвестиционно привлекательной для западных медиахолдингов”. Эта привлекательность способствовала тому, что Всемирная газетная ассоциация (WAN) выбрала для проведения Всемирного газетного конгресса именно Москву. По мнению Назарова, во время конгресса может состояться несколько крупных сделок: продажа “Коммерсанта” и “Экстра-М”, оставшейся после покупки Федорова части акций газеты “Жизнь”. Интересуются инвесторы и “Независимой газетой”... "