Николай Варсегов о своих впечатлениях от грузинской тюрьмы и абхазской вольницы
"Кратко о предыдущем:
Николай сидит в камере тбилисского СИЗО, куда его заточили за незаконный переход грузинской границы. Он сидит, терзается думами и вспоминает, как оно все случилось.
Так скоро я оказался в службе госбезопасности районного городка Зугдиди, и тамошние начальники сразу хотели извлечь из меня некую пользу для обострения грузино-российских отношений. Им ведь, чекистам, чем хуже у нас отношения, тем выше у них зарплата! Настроили две видеокамеры, и старшой пояснил, что отсюда есть у меня только два пути - один обратно к абхазам, другой - в тбилисский следственный изолятор. Все зависит от того, что я скажу на видео.
- А что мне надо сказать-то?
Тут старшой стал ненавязчиво диктовать текст:
- Сами-то вы, я вижу, ни в чем не виноваты. Но вас подставили российские миротворцы и пограничники, которые непонятно чем там занимаются?! Они пропустили вас без визы в Грузию, специально не упредили, что нельзя ходить за Ингури. Стало быть, им было выгодно, чтобы вас задержали?
Я решил, что клеветать на своих по грузинскому телевидению - это как-то даже непатриотично, и сказал, что только сам во всем виноват - заблудился без компаса.
Старшой, как и обещал, назначил мне второй путь.
Гаишники в Грузии не берут взяток!
Трое офицеров ГБ, конвоировавших меня из Зугдиди в Тбилиси (почти 400 километров), оказались приятными собеседниками. Мы хорошо посидели за их счет в придорожном кафе, испили вина за дружбу России с Грузией. А после я им читал наизусть поэмы Маяковского: «Хорошо!», «Во весь голос» и «О советском паспорте». Ну, прямо все, как с месяц назад, когда нас с коллегой Александром Мешковым также повязали на азербайджано-иранской границе азербайджанские чекисты! (Читайте в «КП» «В Баку трусами торговали, а нас шпионами признали!») Грузинские гэбисты, в свою очередь, рассказали, какой хороший у них президент Михаил Саакашвили и как много полезного сделал он для страны. Например, сейчас полицейские на дорогах совсем не берут взяток!
Вы будете хохотать, но это действительно так! Я после опрашивал разных автомобилистов - не берут даже с транзитных армян! Дело в том, что Саакашвили назначил дорожным полицейским очень высокие для Грузии зарплаты - в триста и более долларов. Пенсии у стариков здесь, к слову сказать, 13 - 14 долларов, а всякая одежда дороже, чем в Москве. Потому полицейским, во-первых, стыдно брать при таких получках. Во-вторых, страх потерять столь денежную работу, в-третьих, за взятку грозит до восьми лет тюрьмы.
По грузинскому телевидению каждый день крутят смачные кадры поимки очередных взяточников-чиновников. Им картинно заламывают руки и бросают плашмя на пол, на асфальт, в лужу. Те ужами увиваются от телекамер, а их за волосы, лысых за уши притягивают к объективам: «Пусть все твои родственники и дети твои увидят!» Люди живут в напряженном страхе. В магазинах и даже на рынках перестали обвешивать и обсчитывать. Сдачу сдают до последней копейки. Но, с другой стороны, сейчас от чиновников, по народному выражению, «хрен-то чего и добьешься! Раньше дал на лапу и спи спокойно, тебе все устроят. Теперь же футболят от одного к другому!». Развинтился, расстроился и весь государственный аппарат - люди, воспитанные на незыблемых традициях, просто не знают, как работать по-новому? Если не брать, не давать, чем вообще заниматься чиновнику на работе? Потому лучшие кадры из аппарата ушли, а многих и увезли. Срока за взятки огромные, но подследственному дается шанс на покаяние - если он сдаст как можно больше других взяточников, то может получить даже условно! Поэтому все сдают всех и тюрьмы мздоимцами переполнены. Еще немного, и жизнь остановится! Уже сейчас люди не знают, как детишек в институты устроить. Лечиться едут в ту же Россию, не доверяя докторам не берущим.
Саакашвили отстал от поезда
- Что вы думаете о будущем Грузии? - спросили меня конвойные. Я не хотел их расстраивать и сказал, что верю в светлое будущее этой страны!
На днях я встречался в Сухуми с абхазским историком и членом правительства Станиславом Лакобой. Тот сказал, что в свое время известный Гамсахурдиа отправил к известной Ванге в Болгарию делегацию с вопросом о будущем Грузии. Ванга-де честно ответила: «Не могу сказать ни о плохом, ни о хорошем будущем Грузии, потому как этого будущего у нее нет вообще!»
- Об этом факте многие газеты писали, - добавил историк Лакоба. Грядущую же Абхазию он видит независимым государством. - Мы сколько раз просились в Россию, вы нас не принимаете, будем строить свою республику.
Ту же мысль озвучил и президентский пресс-секретарь Кристиан Бжания, добавив, что абхазское правительство и народ хотят ассоциированных отношений с Россией. То есть это общая оборонно-пограничная политика, финансово-экономическая и т. п. Но при этом Абхазия - независимая страна. О возвращении в Грузию здесь никто не желает даже и рассуждать. Недавно Саакашвили заявил: «Поезд наш набирает обороты, и его последняя остановка в Сухуми!» В Сухуми это вызвало такую ярость, что каждый полез под пол, под кровать проверить личное оружие. У абхазов с грузинами древняя неприязнь. Грузинские историки доказывают, что абхазы явились на их исконно грузинскую землю с Северного Кавказа. Абхазские историки утверждают равно обратное. В Абхазии очень сильна антигрузинская пропаганда. На улицах можно увидеть памятники с надписями «На этом месте (такого числа) был зверски убит грузинскими (нехорошее слово) (такой-то) герой Абхазии». В музеях, помимо страшных фотографий войны, выставлена пробитая пулями и осколками окровавленная детская одежонка. Здесь же понаписано о грузинах такое, чего в газете не приведешь. Потому заявления грузинских политиков о возврате Абхазии ныне столь же недальновидны, если не сказать - неумны, как если бы наши вдруг заговорили из Кремля о возврате Польши, Финляндии в состав России. Можно, конечно, представить, что России наскучит грузинская пропаганда об оккупации, мы выведем отсюда своих миротворцев и что тогда? Грузия, скорее всего, захватит Абхазию, но ценой огромных-огромных жертв. По лесистым горам развернется широкая партизанская война, и тела молодых грузинских солдат будут отправлять на родину эшелонами. В Тбилиси станут взрывать метро, магазины... Предрекать далее? Может, Саакашвили не читает газет, ничего не ведает об опыте Израиля, Югославии, про Чечню не слыхал? А посему российские миротворцы скорее спасают здесь саму Грузию и грузин от «веселого» будущего, а также репутацию Саакашвили. С грузинского кичмана
Примерно в восемь утра загремела железом дверь тюремной камеры, и меня пригласили на выход. Еще семь часов держали в кабинете следователя, не допрашивая. После выяснилось - вашего автора готовили к внезапной пресс-конференции. По этому случаю в холле здания МВД установили десятки видеокамер от всех грузинских и каких-то еще иностранных телекомпаний. Собралось много и пишущих журналистов. Меня, ничего не подозревавшего, привезли в МВД и через черный ход подняли на какой-то этаж, сказали, что сейчас спустят вниз для передачи российскому консулу. Журналистов построили напротив центрального лифта и велели ждать сигнала. По их расчету, я должен был, выходя из лифтовой кабины, на несколько секунд растеряться и не сразу закрыть лицо. Хотя прятаться от камер я даже вовсе не собирался! Когда все и всех приготовили, лифт, как водится в таких случаях, поломался. Двое побежали по лестнице вниз, двое, матерясь, остались со мной, яростно нажимая на кнопки вызова.
- Давайте нормально по лестнице спустимся! - предложил я, ничего-то не понимая.
- Нельзя! - тут они нервно так загортанили по-грузински, что я даже подумал: «Только б стрелять не начали! Что, у них крыши у всех поехали?!»
Минут двадцать мы парились с этим лифтом, наконец он приехал!
- Встаньте, пожалуйста, вот так, - меня повернули носом к самой двери. Как только она открылась, глаза ослепило софитами, вспышками фотокамер. Одновременно - десятки вопросов.
- Пожалуйста, не все сразу! - поднял я руку, выбрал симпатичную репортершу и стал отвечать ей на тему «За что вас задержали?».
- Представляете, сам не знаю за что? Шел, никого не трогал...
- Вы первый раз в Грузии?
- Не-е, бывал я у вас!
- Что вы думаете о грузинской политике?
- О, хороший вопрос!
Тут, видно, сопровождавшие почувствовали неладное и, не дав мне ответить, стали проталкивать к выходу. А народ даже в спину не прошипел
Здесь я попал в объятия нашего генерального консула Валерия Васильева и пресс-секретаря посольства российского Свирина Михаила.
- А где ваш второй - Мешков? - спросил первым делом консул Васильев.
- Вам меня одного мало?
- Я, знаете, как прочитал недавно ваши с Мешковым похождения по Азербайджану, так всем сказал: «Готовьтесь, чую печенкой, скоро эти ребята окажутся здесь, и придется их откуда-то вызволять!»
Признаться, то первый случай в моей биографии, когда российские дипломаты мне здорово помогли, а я причинил им уйму хлопот, особенно консулу Валерию Васильеву, за что винюсь перед ним и благодарю.
Везет Валерию Анатольевичу на нашего брата! Недавно был случай - двое московских телевизионщиков заехали в глухую грузинскую деревню, собрали народ под предлогом показать бесплатно новую комедию и стали крутить известный порнофильм, где в главных любовных ролях грузинский Саакашвили и украинская Тимошенко. Ребятам было весьма любопытно познать - какова будет реакция у грузинских селян? Реакция осталась у телевизионщиков на лицах и побитой аппаратуре, а консулу было непросто гасить скандал.
* * *
Уже через час меня крутили по всем новостным каналам. А вечером, когда я свободно гулял по улице Шота Руставели, люди то и дело с улыбками подходили знакомиться, поздравляли с освобождением, просили с ними сфотографироваться. Предлагали «випить» за дружбу между русскими и грузинами. «Передайте в Москве, что мы русских по-прежнему очень любим! Только вот, эти ... политики, чтобы их..!»
Меня все это, признаться, здорово удивило: самый накал грузино-российской «холодной» войны, иные телеканалы, радио и газеты взахлеб утверждают, что заброска российского журналиста-разведчика в Грузию была хорошо спланированной акцией российских спецслужб. Но Грузия на провокацию не поддалась!
Почему же народ уж который день не шипит мне в спину? Только улыбки, приветствия, сигналы автомобилей. Удивительно, как далек он, простой народ, от политиков! Чтобы лучше понять его и сблизиться с оным иногда, может, стоит чуть-чуть нарушить границы?"