"Таможню разведут с бизнес-структурами -- в полном соответствии с поручением президента, высказанным в резкой форме в минувший понедельник. Такое решение приняло правительство вчера на своем очередном заседании. «Бракоразводным» процессом займется министр экономического развития и торговли Герман Греф. Именно в недрах его министерства для этого будет создано специальное федеральное агентство.
По словам г-на Грефа, новый орган должен заниматься содержанием и эксплуатацией всех контрольно-пропускных пунктов на границе. В его функции также будет входить заключение договоров с вокзалами, портами и аэропортами. Условия «базирования» таможенных и пограничных структур (а по новому закону «О совершенствовании госконтроля на пунктах пропуска на границе», подготовленному ФСБ, только эти две службы останутся на границе) должны стать прозрачными. Так что хозяйственную деятельность изымут у таможни с пограничниками и полностью передадут вновь создаваемому агентству. Если это, конечно, будет именно агентство внутри МЭРТ. А не какой-нибудь совершенно отдельный федеральный орган.
Пока же г-н Греф видит новую структуру именно как агентство в составе своего министерства. Он уверяет, что ФСБ поддержала такой подход. Так что в ближайшие дни мэртовцам предстоит усиленно потрудиться, чтобы успеть к понедельнику подготовить положение о новой структуре. И отчитаться на совещании у президента: «С поручением справились!»
Однако Герман Греф справедливо не обольщается на тот счет, что «развод» будет быстрым и безболезненным. На его взгляд, он реален года через два. Слишком велик масштаб задачи. Из 441 контрольно-пропускного пункта 350 находятся вне прямой собственности государства. Причем только 13 -- в частных руках. Остальные контролируют различные органы государственной власти. По данным премьера, таких органов более десяти. Среди них и Минтранс, и различные монополисты, такие как ОАО "РЖД". Так что разводить таможню придется даже не просто с бизнес-структурами, а, что гораздо сложнее, полугосударственными и государственными "бизнес-структурами".
Герман Греф признал также, что будет очень нелегко закрыть около ста КПП, создание которых пролоббировали в свое время региональные власти. «Через них не перемещено ни одной единицы товара официально. К сожалению, это пути для контрабанды», -- заявил министр. Есть проблема и выкупа КПП у 13 частников -- отсутствие средств в бюджете и возможность адекватно договориться. Если миром не разойдутся, главный экономист обещал эти КПП закрыть и строить новые. По его оценкам, на это потребуется 3 млрд руб. А пока, как выразился премьер Михаил Фрадков, «в таможне -- дырка».
Вчера же члены кабинета бились над очень важной для бизнесменов и чиновников проблемой технических регламентов -- оформленных государством в виде законов инструкций с критериями безопасности для тех или иных категорий товаров. Премьер никак не хотел всерьез воспринимать слова главы Минпромэнерго Виктора Христенко, что надо действовать в этой сфере поступательно и к 2010 году принять 300 регламентов. (Сейчас разработано лишь 80 регламентов, из них 16 находятся в правительстве, при том что независимые эксперты говорят о необходимости разработки 600--700 регламентов.)
«Если идти эмпирическим путем, то все можно увести в дебри законотворчества, -- заметил г-н Фрадков. -- Пять лет забалтывать. Так это будет супероперация в интересах наших глобальных конкурентов».
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев назвал ситуацию с принятием техрегламентов «отвратительной». «Это не проект бюджета, с которым надо валандаться год, -- сказал г-н Медведев, -- необходимо радикально упростить и ускорить принятие технических регламентов».
Г-н Христенко вступился было за работников сферы стандартизации: мол, ничего отвратительного не вижу. Но премьер не захотел нивелировать тему: «Виктор Борисович, у нас скоро человек, который знает слово «джоуль», будет стоить миллион долларов. Нынче для нас и штангенциркуль открытие. Ведь одними разговорами об инфляции не обойдешься, надо еще и сопромат знать». Но в итоге доклад Минпромэнерго одобрил. "